Пленница черного ворона. Что происходит между пожилым мужчиной и его молодой женой на знаменитой картине Анри Жерве

Анри Жерве — выдающийся французский художник, отдававший предпочтение исторической и жанровой живописи.

Родился будущий классик мирового искусства в 1852 году в Париже. Этот город впоследствии стал для Жерве неисчерпаемым источником вдохновения: многие сцены для своих картин он подсмотрел на улицах французской столицы.

Жерве свойственна бойкость кисти, игра со световыми эффектами на уровне импрессионистов, великолепное умение передать колорит. Картины художника пробуждают в зрителе эмоции, что, впрочем, было поводом для нападок на Жерве со стороны критиков, называвших полотна живописца недостаточно глубокими.

Одна из самых известных картин Анри Жерве — «После бала» («Возвращение с бала»), написанная в 1879 году.

Сюжет картины

Композиция картины проста, но, вместе с тем, дает зрителю простор для самых разных трактовок. Мы видим молодую женщину в красивом бальном платье. Закрыв рукой в белоснежной перчатке лицо, она рыдает, облокотившись на подушку. Зрителю не видно лицо женщины, но, судя по ее волосам и изгибам тела, она очень красива и пользуется огромным успехом в свете.

Позади женщины на софе примостился пожилой, основательно уже облысевший мужчина с бородкой. В своем черном одеянии он похож на ворона либо на грифа, прилетевшего полакомиться своей добычей. Он смотрит прямо перед собой невидящими глазами, явно прокручивая в голове некий недавно случившийся эпизод. Но что произошло между этими двумя людьми? Это и есть главная тайна картины. Давайте попробуем разобраться.

Художник, используя контраст белого и черного цвета, акцентирует внимание зрителя на руках мужчины. Мы сразу видим: на пожилом господине надета лишь одна перчатка, которую он либо нервно теребит, либо снимает.

Куда делась вторая перчатка? В помещении ее нет. Тут же вспоминается старинный дуэльный обычай: бросать противнику перчатку (возможно, даже в лицо). Надо полагать, так и поступил наш черный «ворон». Прекрасный букет, лежащий на полу, растерзан: лепестки разлетелись вокруг. Скорее всего, пожилой ревнивец в гневе вырвал букет из рук молодой супруги и швырнул его на пол.

Значит, букет получен женщиной от другого мужчины. Таинственный поклонник, конечно, гораздо моложе и красивее «ворона». На балу он подарил цветы даме, вероятно, даже не рассчитывая на какую-то взаимность с ее стороны. Но для издерганного ревностью пожилого господина этого хватило. Он устроил безобразную сцену с криками, топаньем ногами, швырянием перчатки и вызовом на дуэль.

Судя по обстановке, дело происходит в XIX веке в Европе, когда дуэли уже стали чем-то странным, неловким и даже смешным.

Сейчас, сидя, сгорбившись, на диване, «ворон» думает о том, как нелепо, как смешно он выглядел в этом своем «рыцарском» порыве. «Я вызываю вас на дуэль!». Какая пошлость! Он явно ощутил себя персонажем одного из тех бульварных романчиков, что продают за 10 сантимов на Монмартре. Что ему стоило просто улыбнуться и кивнуть, когда супруга, улыбаясь, принимала букет из рук того хлыща?

Букет! Важнейшая деталь картины. Обратите внимание, цветы нарисованы примерно в той же цветовой гамме, что и платье женщины. Художник дает понять — сломанные цветы не только на полу. Один сломанный черным «вороном» цветок лежит на диване, закрыв лицо рукой.

Как закончится эта история зритель может только предполагать. Может быть, мужчина погибнет на дуэли, а может быть, сможет победить своего молодого и менее опытного противника. Но, скорее всего, дуэль не состоится, а едкие парижские журналисты из бульварной прессы жестоко высмеют несостоявшегося ревнивого «дуэлянта».

Но вот она, эта замечательная картина:

Источник

Оцените статью
Пленница черного ворона. Что происходит между пожилым мужчиной и его молодой женой на знаменитой картине Анри Жерве
«Для чего такие губы в 67?»: Андрейченко осудили за косметологические процедуры