1976-ой ознаменовался выходом музыкальной киноленты «Tpyффальдuно uз Берrамо» на пьесу Карла Гольдонu «Слуrа двyx госnод». Зрители были в восторге, и неспроста: музыка была особенно красивая. романтичная, все было пропитано неимоверной атмосферой и талантливой игрой актёров.
Отдельное внимание стоит обратить на сюжет о главном герое — Труффальдино, который служил у двух господ одновременно, попадая во множество передряг. Задача была не из простых, но пройдохе удалось со всем справиться и даже успевать при этом крутить шашни со Смеральдиной!
Сыграть роль Труффальдино очень хотел Константин Райкин, который, по мнению многих зрителей и коллег, был в то время малоизвестным артистом. Несмотря на то, что его отцом был знаменитый Аркадий Райкин, шансы сняться в этой киноленте у Константина были невелики.
Конкурс на роль плута и пройдохи из Бергамо в этом мюзикле был приличный. На роль Труффальдино претендовали Александр Демьяненко, Олег Даль, Виктор Павлов и Борис Смолкин, который был любимцем режиссёра киноленты Владимира Воробьёва.
Что касается Константина Райкина, его многие коллеги воспринимали, в основном, как сына Аркадия Райкина. Мол, он находился в тени знаменитого артиста, поэтому отношение к молодому актёру было предвзятым. К тому же вокальные данные Райкина-младшего оставляли желать лучшего, а «Труффальдино из Бергамо» задумывался как мюзикл.
Но Воробьёв решил дать шанс Райкину и утвердил на главную роль. Что касается Бориса Смолкина, ему досталась роль разбойника в эпизоде. Хотя в театральной версии пьесы роль «слуги двух господ» играл Смолкин. Причём в роли Труффальдино он выступал на протяжении 20 лет!
У Воробьёва работа над мюзиклом вначале шла с большим скрипом: мало того, что бюджет киноленты был ограничен, его ещё постоянно упрекали в том, что он взял на главную роль «блатного папенькиного сынка». Режиссёр срывался на Райкине, несмотря на то, что Константин неплохо справлялся с ролью.
Но режиссёру казалось, что Райкин задаётся и постоянно старался «сбить спесь с папиного сынка» и как можно раньше. В итоге Райкину постоянные придирки и упрёки изрядно надоели и он пригрозил режиссёру «дать в морду», если тот не изменит своего отношения.
Возникли проблемы и с Натальей Гундаревой, которую утвердили на роль служанки Смеральдины. Актриса обучалась на одном курсе с Константином Райкиным и относилась к нему, как и многие, весьма предвзято, считала «папенькиным сыночком и бездарностью».
Поэтому немудрено, что сниматься с ним она не хотела категорически, более того, требовала, чтобы на роль Труффальдино взяли её друга Виктора Павлова. К тому времени Гундарева была известной актрисой, поэтому она могла диктовать свои условия. Наталья Георгиевна заявила, что откажется сниматься в киноленте, если её партнёром будет Райкин.
Но Константин Райкин восхищался Гундаревой, считал её прекрасной актрисой и красивой женщиной: «Рядом с ней можно было заболеть чувством собственной неполноценности, она была прекрасна.» По сценарию они должны были изображать влюблённых, а тут такой негатив со стороны Натальи Гундаревой! Что делать?
***
***
В итоге Райкин решил уйти из проекта, как вдруг актриса решила изменить к нему своё отношение. В итоге они подружились, а Воробьёв признал талант Константина, и, позднее ставил его в пример остальным. Поскольку Райкин петь не умел, вместо него исполнял песни Михаил Боярский. Петь не умела и Гундарева, поэтому за неё пела Елена Дриацкая, сыгравшая роль Клариче.
Между прочим, в сцене, где Клариче и Смеральдина поют вместе, Дриацкая на самом деле пела дуэтом сама с собой. Исполнительница роли Беатриче Валентина Кособуцкая исполняла музыкальные партии сама. Изначально на её роль пригласили Людмилу Гурченко, но потом её посчитали слишком хрупкой и женственной.
Ведь по сценарию большую часть сцен Беатриче предстояло появляться в мужской одежде и выдавать себя за мужчину. Бюджет киноленты был ограничен, поэтому съёмки шли на территории «Северной Венеции» — Ленинграде, в павильонах Ленфильма. Сцены на воде снимались на канале Грибоедова, а самые первые сцены были — на берегу Финского залива.
Было холодно, лежал снег а Райкин был одет в лёгкую, не по сезону одежду, явно не для жаркой Италии. В общем, артисту пришлось очень нелегко, но результат того стоил: кинолента имела большой успех, пройдоха Труффальдино очень понравился телезрителям, а Константин Райкин стал популярным актёром.
К сожалению, после съёмок, слаженный творческий коллектив распался, многих талантливых людей из него уже нет в живых. Но мюзикл «Труффальдино из Бергамо» я считаю классикой советского кинематографа. А вы, дорогие читатели, помните эту киноленту?