Аркадий Гайдар начал и закончил свой путь на фронте. Известный на весь Союз писатель, автор легендарных произведений командовал боевым отрядом уже в 15 лет.
16-летним его назначили штабным комиссаром, а еще через год доверили возглавить отделение полка. Тяжело контуженный и переболевший тифом Аркадий добился отправки на фронт и с приходом Великой Отечественной.
Выбирая между пером и винтовкой, он до последнего вздоха честно служил обеим ипостасям. А в последние секунды жизни спас от верной смерти сослуживцев.
Недетские сражения и командование полком в 17 лет
Аркадий Голиков (настоящая фамилия писателя) по матери приходился дальним родственником Лермонтову. Воспитывался ребенок в семье педагогов, но с малых лет тянулся к военному делу. Сбежав на 11 году жизни из дома, мальчик задумал сражаться наравне со взрослыми на фронтах Первой мировой.
Тогда с поезда его успели снять, но уже спустя 3 года Аркадий прибился к большевикам, вступил в ряды красноармейцев и все же отправился на войну. Весной 1921-го 17-летний Гайдар был назначен командиром полка.
В ходе подавления Тамбовского бунта юноша возглавлял уже 6 тысяч сабель. Неподалеку нарабатывал военное мастерство будущий маршал Жуков с личным составом в 135 бойцов.
После пребывания гайдаровского отряда в Хакасии, на него обрушился шквал обвинений в недопустимых зверствах. Но суд всех вменяемых эпизодов доказать не смог, а посему официального обвинения не последовало.
Покинуть службу Аркадию пришлось из-за последствий тяжелой травмы. Еще в 1919-м 15-летний воин выпал из седла со взрывной волной и получил тяжелую контузию.
Несмотря на то, что умственные процессы не пострадали, последствия оказались серьезнейшими. Гайдар начал страдать от сильного травматического невроза, что выражалось неуемными и длительными головными болями.
В 20 лет самый юный полковой командир Советской Республики уволился в запас, погрузившись в литературную деятельность.
Посттравматический невроз и писательская удача
В ходе множества медицинских осмотров, врачи диагностировали крайнее истощение нервной системы на почве контузии и аритмию сердечной деятельности. Тогда Гайдар и оставил в своем дневнике запись:
«Все прошло. Но дымят пожарища,
Слышны рокоты бурь вдали.
Все ушли от Гайдара товарищи.
Дальше, дальше вперед ушли».
Молодому человеку с последствиями тяжелой травмы, не имевшему ни образования, ни средств к существованию, предстояло что-то предпринять. Не зная правил мирной, он вспомнил давнее увлечение литературой.
И тогда воин революции Голиков переродился в писателя революции Гайдара. Его первая работа «В дни поражений и побед» в 1925-м вышла в ленинградском журнале «Ковш» и еще была подписана фамилией, данной при рождении.
Дебютная повесть оказалась откровенно слабой и осталась незамеченной. Писательский успех принесли молодому автору работы, которые он создал уже под псевдонимом Гайдар.
Несколько лет он публиковал короткие фельетоны да очерки, а в перерывах между разъездами и лечением психических расстройств стали появляться его лучшие повести и рассказы «Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж».
Непрерывной работе, помимо проблем со здоровьем, мешало злоупотребление алкоголем, о чем свидетельствовали его близкие. С выходом в 1939-м «Чук и Гек» Гайдар проснулся поистине знаменитым.
Ну а повестью «Тимур и его команда» уже зачитывались миллионы, выучивая отрывки наизусть. В тот период жизнь писателя стала налаживаться, отступили и последствия контузии. Весной 1941-го в санатории «Сокольники» он познакомился с Зоей Космодемьянской и начал работу над сценарием фильма на основе повести.
Между пером и винтовкой
23 июня 1941-го Гайдар стоял в военкомате, требуя немедленной отправки на фронт. Но ему сразу отказали, мотивируя решение состоянием здоровья и писательской деятельностью, приносящей плоды на этом поприще. «Здесь ваше перо нужнее», — таким был ответ. Но Гайдар смиряться с подобным положением дел не собирался, предпринимая все новые попытки.
Параллельно он в своих лучших традициях наставлял на бумаге подрастающее поколение. Обращаясь к пионерам-тимуровцам, писатель призывал встать на борьбу с врагом всеми возможными методами: следить за противником, хранить военные тайны и дезинформировать, передавать красноармейцам любую информацию о передвижениях вражеской техники.
«Не слушайте трусов и паникеров. Нет такой силы, которая сломает мощь нашего великого народа», — учил Гайдар своих юных поклонников.
Едва закончив написание сценария к фильму «Клятва Тимура», Гайдар добился своего. 20 июля 1941-го писатель отправился на передовую. Красная армия в тот непростой период пятилась, оставляя город за городом. Прощаясь с дочерью, Аркадий понимал, что фашистов шапками не закидаешь, и сражаться придется до последнего.
Оказавшись в атакуемом немцами Киеве, Гайдар написал домой, что все хорошо, но почта далеко, поэтому частых писем не будет. На деле же все было куда сложнее.
В самые черные дни Великой Отечественной Гайдар вместе с несколькими армиями попал в окружение. Командование распорядилось эвакуировать военкоров из Киева самолетом.
Разумеется, Гайдар отказался, направившись в партизанский отряд Горелова для борьбы с врагом из подполья. Во время очередной вылазки 23 октября подразделение потеряло большую часть бойцов.
Гайдар получил в перестрелке ранение в руку средней степени тяжести, но продолжил начатое. Возглавив оставшихся партизан, он направился к железнодорожному переезду в селе Лепляево.
Почувствовав засаду, он успел выкрикнуть предупреждение сослуживцам и был убит на месте автоматной очередью. Его соратникам удалось вовремя отступить и, тем самым, спастись. А в мае 1945-го на стене Рейхстага появилась надпись: «Гайдара нет – тимуровцы в Берлине!»