Складывается впечатление, что на переходе от молодости к зрелости актер разочаровался в жизни. Он пристрастился к алкоголю, который позволял ему временно покинуть серую, в его глазах, реальность.
Олег Иванович начал злоупотреблять спиртным практически с самого начала творческой карьеры. Стоит вспомнить фильм «Первый троллейбус» 1963-го года. Одна из ранних картин в фильмографии Даля, но уже тогда он позволял себе нарушать режим. В 1967-ом, когда велись съемки картины «Женя, Женечка и «Катюша» Олег Иванович и вовсе мог потерять роль, благо помог неприятный случай…
Актер проживал в гостинице, и во время очередной нетрезвой посиделки послал дежурную по этажу «в известном направлении». Та вызвала милицию — в результате Даль получил 15 суток. Но снимать было нужно, поэтому его доставляли на съемочную площадку под конвоем, и, разумеется, в трезвом виде.
Актер Георгий Штиль, снимавшийся с Олегом в этом фильме, вспоминал:
— «Нарушал дисциплину часто. А когда выпьет, его начинало заносить. Олег никогда не умел пить. После пары рюмок он терял лицо и сразу становился совершенно другим человеком, иногда не очень хорошим».
Но это были детские шалости по сравнению с тем, что происходило на съемках «Земли Санникова». Олег Иванович искренне возненавидел этот фильм, хотя тот оказался неплохим и на момент премьеры был хитом.
Постановщиками картины были начинающие режиссеры Леонид Попов и Альберт Мкртчян. Изначально в картине должны были сыграть: Армен Джигарханян, Евгений Леонов и Игорь Ледогоров, но они отказались. Правда и без них список актеров оказался внушительным, чего только стоят имена Владислава Дворжецкого, Георгия Вицина, Юрия Назарова и конечно Олега Даля.
Последнего пригласили не сразу, а вместо Владимира Высоцкого. Он очень хотел сыграть Крестовского и специально для фильма написал несколько песен. Режиссеры были готовы отдать ему эту роль, даже вопреки желанию начальства. Но незадолго до старта съемок на радио «Немецкая волна» вышла передача, где Высоцкого представили как вольнодумца и советского диссидента. В итоге начальство зацепилось и закрыло Владимиру Семеновичу дорогу в фильм.
Сам съемочный процесс «Земли Санникова» проходил в натуральных муках. Звездные актеры посчитали начинающих режиссеров дилетантами. В результате рождались творческие разногласия, перетекающие в конфликты. Что говорить, если Мкртчян и Попов не могли найти общий язык даже друг с другом…
Особенно неприятные отношения сложились у Даля и Мкртчяна. Режиссер вспоминал:
— «Он приехал пьяный и обиженный на то, что его пригласили не сразу, а вместо Высоцкого. Раньше, говорит, не могли решить? Я специально держал усы для роли…»
«В то время работать с Далем было особенно сложно. Например, по плану съемки начинались в 5 утра — Даль приходил уже с песнями. Я задаю вопрос: «Когда он успел?» А мне говорят: «Он еще не ложился». Олег Иванович был прекрасным, тонким и чувствующим человеком, но когда выпивал, становился невменяемым. С ним становилось невозможно разговаривать. Я пытался воздействовать: просил, уговаривал, скандалил, приводил в чувства. Конечно, это негативно сказывалось на отношениях».
Под финал конфликт дошел до того, что актеры направили на «Мосфильм» телеграмму, ставшую печально известной. В ней было требование заменить режиссеров, а последние строчки заканчивались так: «Сидим в говне на волчьих шкурах» и фамилии актеров…
На «Мосфильме» всем бунтовщикам доходчиво объяснили, что постановщиков никто менять не собирается. Актеры остались на местах, кроме Сергея Шакурова, который пошел на принцип и покинул картину.
«Мои мысли о нынешнем состоянии совкинематографа» — писал Даль на странице дневника. «Х» и «У» клинические недоноски! с ограниченными запасами серого вещества, засиженного зелеными помойными мухами!!!»
Запись была о фильме «Земля Санникова». Кто прячется под инициалами «Х» и «У» — так и остается загадкой, ведь люди, готовящие книгу к печати, скрыли имена, чтобы никого не обидеть.