Михаил Иванович Пуговкин — всенародно любимый артист, легендарный комик. Почти все фильмы с его участием вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Он прекрасно знал цену славе. Он не зависел от чужого мнения.
Больше всего критиковал артиста он сам. Как меняли жизнь и карьеру знаменитого советского актёра 4 главных женщины в его жизни?
Почему Михаил Иванович бросил родную дочь и содержал совершенно чужих ему людей, которые даже не наняли ему сиделку, когда он слёг в конце жизни?
Нераскрытый актёр
На его столе стоял телефон с усиленным звуком. Он всю жизнь ждал звонка. А телефон звонил постоянно — он был нужен просто всем. Предложения сыпались как из рога изобилия: выступить в клубе, на предприятии, сыграть ещё одного боцмана, начальника депо или царя в сказке.
А Михаил Иванович ждал звонка от режиссёра, который предложил бы ему настоящую роль — ту, которая докажет всем, что он не просто комик, что он гораздо глубже, что ему есть ещё что сказать людям.
Никто бы не поверил тому, что настоящий классик, великолепный актёр, настоящая легенда, любимый всеми, очень страдал от того, что его актёрский потенциал так и остался нераскрытым.
Ещё с самой юности у Пуговкина было всё: слава, популярность, поклонницы. Артист знал всему этому цену и ни от чего из этого никогда не зависел. Он зависел совсем от другого. Вернее, от других.
От четырёх женщин, которые разделили его судьбу на четыре разных части. Какая женщина — такая судьба.
Мама
Первой женщиной в жизни Михаила Ивановича, конечно же была его мать. Яркая, сильная, властная. Вокруг неё крутилась жизнь всей семьи. Миша был самым младшим из трёх сыновей. Она называла его Минькой. Он был последышем, младшеньким, любимчиком.
Он был настолько талантливым и творческим ребёнком, что уже в 10 лет его приглашали плясать на все местные свадьбы. Жили Пуговкины бедно, работали тяжело и много. Работа в поле никогда лёгкой не была. Михаил Иванович был похож на многих своих героев — он и правда был тем самым парнем из народа.
Жизнь всей семьи держалась на матери. Именно из-за неё в 1936 году они бросили дом в деревне и переехали в Москву. Ей нужна была операция. Мише было тогда 13 лет. В столице поселились временно у маминой сестры.
Отец семейства устроился на работу в местный гастроном мясником. Дети тоже пошли работать. Минька приписал себе года и устроился на завод. Учиться было некогда. После смены Пуговкин бежал в местный драмкружок — там сразу отметили его талант. Когда юноше исполнилось 16 лет, ему предложили работу в театре.
Вся семья буквально встала на дыбы. Против были все. Отец и братья крутили пальцем у виска: шутка ли, на заводе зарплата 500 рублей, а в театре — 75. Миша пришёл к матери за советом, а она сказала: «Иди, Мишенька, раз душа просит». И Миша пошёл.
Режиссёров восхищала глубина его таланта, разноплановость. Взлёт карьеры артиста был прерван Великой Отечественной войной. Пуговкин сразу же записался добровольцем. Про возраст соврал и даже разрешения у любимой мамы не спросил.
Все три сына и супруг Натальи Михайловны Пуговкиной, простой советской крестьянки, ушли на фронт. Истовая материнская молитва не смогла спасти от смерти двух старших сыновей. Они сгорели в танке. Мишу как будто берегла какая-то сила.
Там, где другие погибали, многих тяжело ранило, он оставался цел и невредим. В самые тяжёлые моменты Михаил был уверен — он останется жив. После тяжёлого ранения актёра комиссовали. Мать отмолила, дождалась. Господь услышал её молитвы, любимый младший сын вернулся к ней.
Михаил вернулся в театр. Его стали снимать в кино. Раненая нога сильно болела, не работала. Тем не менее в фильме все увидели отчаянно пляшущего Пуговкина. Он решил, что сможет, спляшет — и смог. Он никогда не сдавался перед лицом трудностей.
Дальше всё как в сказке — Пуговкин поступает в школу-студию МХАТ, несмотря на три класса сельской школы. Сам Иван Михайлович Москвин соврал ради него, сказал, что солдат потерял аттестат на фронте. Миша стал его любимчиком и изо всех сил старался не подвести.
Правда, учиться ему оказалось не под силу. Не смог сдать сразу несколько предметов. Диплом Михаил Иванович получил много лет спустя, когда он уже был знаменитым на весь Союз артистом. Мать им очень гордилась — он остался у неё один, она в нём души не чаяла. Он тоже. Она была для него главной женщиной.
Во всём и всегда он советовался с ней. Даже по поводу ролей. Несмотря на столь тесную связь, жили они отдельно. Михаил приходил к маме каждый день. Он приносил продукты, заботился о ней. Наталья Михайловна прожила 90 лет. Сын был до самой последней минуты рядом, ночевал в больнице.
Мама, которую актёр боготворил, ушла. Несмотря на всю заботу и любовь сына. Михаил Иванович и жену искал похожую на маму — сильную, любящую, верную.
Надежда
Надежда Владимировна Надеждина не была похожей на маму Пуговкина. Она была красивой, нежной, мягкой, талантливой. Она нравилась почти всем сокурсникам. В неё, говорят, был влюблён красавчик и любимчик женщин Баталов. Надежда выбрала Михаила.
Их любовь была всеобъемлющей и сильной, оба вкладывали в отношения всю душу. Надя была девушкой из хорошей семьи, с дворянскими корнями, культурными традициями. Оба не закончили учёбу и уехали работать в театр города Мурманска.
Молодая семья не имела ничего своего. Ни кола, ни двора. Скитались по знакомым. В это тяжёлое время появилась на свет их дочь. Приехав к молодым в гости, мама Нади ужаснулась, в каких условиях они живут.
Она без слов завернула ребёнка в одеяло и увезла с собой. Пара же вернулась в Москву уже в 1949 году. Устроились в Ленком, где проработали почти 10 лет. Надина карьера не складывалась, а вот Михаил быстро пошёл в гору.
Оказалось, что даже не обладая красивым лицом, фактурой, можно ухватить удачу за хвост. Пуговкин всегда говорил о себе так: «Меня всегда видно, потому что морда широкая!»
Однажды случилось то, чего с таким нетерпением Пуговкин ожидал — ему позвонил режиссёр Иван Лукинский. Он предложил артисту роль, написанную для другого актёра — Бориса Андреева.
Пуговкин позвонил тому и рассказал, что его пригласили на пробы. Тот милостиво благословил Михаила. Роль в фильме про Ивана Бровкина сделала Пуговкина звездой. Предложений потом было множество.
А вот для Надежды телефон так и не зазвонил. В кино её никто не звал, в театре тоже больших ролей не давали. Дочь видела родителей всего пару дней в году. Она даже называла их не мамой и папой, а тётей Надей и дядей Мишей.
Неожиданно Надежде предложили работу в провинциальном театре. Она готова была бросить всё ради шанса быть востребованной актрисой. Михаил поехал с ней — друг без друга они не могли. Но, как оказалось и вместе тоже стало невыносимо.
Семейная жизнь дала трещину. Отношения не удалось спасти даже после того, как мать Нади привезла к ним дочь.
Надя всё время в театре, вся в искусстве. У Михаила бесконечные съёмки, гастроли. После приезда дома покоя нет — скандалы, ревность. Пуговкин прикладывался к бутылке, это усугубляло проблемы.
При этом любили они друг друга очень сильно. Дочь опять забрала бабушка. Актёры так и не смогли стать для неё настоящими родителями. Они и вместе не смогли жить. То расставались, то сходились. Развод был неизбежен, но всё проходило ужасно мучительно для обоих.
Александра
Александра Николаевна Лукьянченко была совсем не похожа на Надю. Она была очень сильной женщиной. Как мать Пуговкина. Она была на 11 лет старше Михаила, но это им не помешало пожениться. Перед самой свадьбой Михаил Иванович написал Наде, что если она скажет только одно слово — свадьбы не будет, но Надеждина так и не позвонила.
Известная эстрадная певица Лукьянченко была постоянно на виду. Гастроли, записи пластинок. С Михаилом познакомились в поезде. Он был хорошо «подшофе» и ворвался в её купе. Александра сразу положила на него глаз.
Как она потом говорила, ей сразу в голову пришла мысль, что если этого мужика привести в порядок, то получится очень интересный вариант. Роман развивался постепенно. Сначала они стали любовниками, потом женщина ушла от мужа.
Александра Николаевна действительно привела Пуговкина в порядок. Заставила делать зарядку, приучила к здоровому питанию, научила хорошо одеваться, вести себя в обществе, отвадила всех собутыльников. Лукьянченко помогала выбирать ему роли, он перестал сниматься во всём подряд. Жена сопровождала его всюду. Михаил Иванович очень изменился.
С Санечкой, как ласково называл свою супругу артист, они прожили 30 лет. Это были годы его всенародной славы. Он очень много снимался и фильмы были прекрасные. Только роли маленькие. При этом не всегда могли вспомнить главных героев, а вот Пуговкина запоминали всегда.
Все режиссёры и актёры знали, что Пуговкин — самый дисциплинированный артист. На площадку всегда приходил раньше всех. Текст всегда знал наизусть. Леонид Гайдай небольшими ролями в своих комедиях подарил Пуговкину бессмертие. Его героев по сей день помнят и любят.
К сожалению, для великого артиста так и не нашлось больших ролей, которые раскрыли бы его богатый потенциал. Он так и остался королём эпизода. При этом в его эпизоде всегда была целая судьба. Так играть мало кто мог.
Александра Николаевна не только оставила ради мужа карьеру, посвятив себя ему всецело, она ещё и приняла его дочь Елену. Надежда привезла её в Москву и просто бросила там. Отец помогал деньгами, но жизнью не интересовался.
А вот его супруга помнила о ней. Она полюбила девочку всем сердцем и нежно заботилась о ней. Когда та вышла замуж и родила сына, то Пуговкин очень хотел, чтобы молодые назвали его Мишей, очень уж внук был на него похож.
Только больше всех ребёнка любила Александра Николаевна. Она отдавала всю себя Мише, его дочери, внуку. В 1991 году её не стало.
Михаил Иванович начал пить сразу после похорон. Больше никто не мог на него влиять. Дочь ничего не могла сделать.
Ирина
Пуговкин уехал сначала в Киев, сказал, что там какая-то работа по озвучке. Потом улетел в Ялту. Оттуда вернулся с подругой. Началась новая эпоха в его жизни. Как всегда было с новой женщиной. Ирина Константиновна организовывала в курортных городах Крыма творческие вечера знаменитых артистов. Так они с Пуговкиным и познакомились.
Ирина стала для артиста спасательным кругом. Он так говорил о ней сам. Она заботилась о нём. Актёр даже собирался остаться в Ялте навсегда. Новая жена поменяла его московскую квартиру на жильё в Ялте. Началась новая жизнь.
Причём во всех смыслах. 1990-е годы стали испытанием для многих. Кино перестали снимать. Большинство артистов остались без работы, за бортом жизни. Ялтинская киностудия умирала на глазах. Ирина Константиновна крутилась как могла. Она возила Пуговкина по всем санаториям, организовывая творческие вечера.
Она была хорошим администратором. Пуговкин прекрасно зарабатывал, но из всесоюзной знаменитости превратился в курортную достопримечательность. Запретов никаких не было. Бросивший было пить артист вновь начал выпивать.
Его угнетало большое семейство его новой жены. Ничего вроде бы плохого, но он жаловался даже своей дочери, что «их слишком много». Михаил Иванович постарел, осунулся и перестал быть похожим на себя, всегда такого по-молодецки бодрого и весёлого.
Близким друзьям он признавался, что перестал чувствовать себя самостоятельным человеком, артистом, личностью. Вся эта суета с постоянными творческим вечерами убила в Пуговкине личность. Что-то в его душе сломалось.
Жена думала только о деньгах. Михаил Иванович медленно духовно умирал. На семейном совете было принято решение вернуть артиста в Москву.
Александр Абдулов лично ходил на поклон к тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову, чтобы тот выделил Пуговкину квартиру. Ирина Константиновна поменяла её на большую. Потом прикупила ещё одну — говорила, что под музей артиста. Потом в столицу приехала её многочисленная родня. Музей пришлось закрыть — там стали жить родственники Лавровой.
Пуговкина тем временем стали приглашать сниматься. Он был очень горд, что ещё кому-то нужен. Стал больше общаться с дочерью. Ирина Константиновна старалась свести это общение на нет.
Просила Елену им не звонить. Ушлая дама смогла переписать на себя всё имущество артиста. Для него даже не наняли сиделку, когда он болел. Пригласили дочь только, когда уже стало понятно что актёру осталось недолго. Михаил Иванович уже с трудом говорил. Он смог сказать своей единственной дочери: «Я тебя люблю».
Михаил Иванович постоянно жалел о нераскрытых гранях своего таланта и несыгранных ролях.