Пороки и добродетели: неизвестные и незаметные секреты картины «Последний день Помпеи»

Город, погибший под слоем пепла не давал покоя многим. Некогда живой, шумный, он представал перед путешественниками в виде пустых и руин. Здесь жили люди, богатые и бедные, счастливые и несчастные, со своими историями, которые должны быть услышаны.

В 1827 году художник Карл Брюллов начал работу над масштабным полотном «Последний день Помпеи».

Заказчиком был богатейший промышленник Анатолий Демидов, много живший в Италии и разделявший интерес Брюллова к античности и археологии.

Вулкан Везувий предупреждал об опасности, но жители, привыкшие к небольшим землетрясениям и дымку над вулканом, не покинули свои дома. И в одночасье ничего не стало.

Брюллов взялся рассказать историю людских судеб. На его полотне не бесстрашные герои, но обыкновенные люди, застигнутые врасплох, побросавшие все свои дела, спасающие самое дорогое, что у них есть.

Прежде чем приступить к работе художник долго и тщательно изучал документы и сохранившиеся источники.

Пейзаж написан с натуры, для этого выбрала улица Гробниц, очищенная археологами и доступная для посещений туристами. Брюллов неоднократно присутствовал при раскопках и внимательно зарисовывал детали.

Когда английский писатель Вальтер Скотт посетил мастерскую художника, он несколько часов стоял перед полотном, а потом обнял Брюллова и расцеловал. «Я ожидал исторический роман, но увидел гораздо больше — целую эпопею!» — воскликнул шотландец. «Я понял всю суть!».

«Последний день Помпеи» и правда стала эпопеей на холсте. Художник обнажил людские души, продемонстрировав, как по-разному переживают его герои охватившее их безумие перед страхом смерти и ужасом потерь.

ЛЮБОВЬ

Молодой жених держит бездыханное тело возлюбленной невесты. На голове у девушки свадебный венок, рассказывающий трагическую историю любви, оборвавшейся на самом счастливом пике.

БЕСКОРЫСТИЕ

Сыновья, отказывающие бросить больного отца несут его на руках. Другой сын уговаривает мать подняться, найти силы и двигаться или клянется погибнуть рядом с ней.

Это реальный человек, спасшийся в Помпеях и оставивший воспоминания, его зовут Плиний Младший. Он на руках дотащил мать до моря, и они смогли погрузиться на корабль.

ТРУСОСТЬ И ЭГОИЗМ

Тогда как всадник на коне не взял никого с собой, в эгоистичном стремлении спастись. Другой мужчина в отчаянии цепляется за его коня, но всадник ему не поможет.

ЖАДНОСТЬ

Семья пытается спасти свое добро, выносит мебель и дорогую посуду, будто еще не осознав, что спасать нужно жизни, а не богатства.

ИСТИНАЯ ВЕРА

Жрец прячет лицо под платком, стараясь как можно быстрее покинуть город и унести храмовое золото. Тогда как христианский священник бесстрашно взирает на клубы дыма и огня в небе. Так противопоставляет Брюллов язычество и христианство.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

Отец и мать стремятся защитить своих детей, крепко прижимая их к груди. Перед ними распростерто тело женщины, упавшей из колесницы. Рядом маленький ребенок, не понимающий, что мама больше не поднимется.

Никому нет дела до этого чужого, обреченного мальчик. Чуть поодаль и сама колесница, ее колеса разбиты, а мужчина, быть может отец ребенка, пытается удержать лошадей, не обращая внимания на то, что его сына могут затоптать.

АВТОПОРТРЕТ С ЛЮБИМОЙ

Есть тут и автопортрет Карла Брюллова. В левом углу картины художник изобразил себя с коробкой красок, кистями и свитками.

Кажется, будто он пытается запечатлеть в памяти этот момент, чтобы потом изобразить его на холсте. Рядом с ним испуганная девушка с масляной лампой.

Спутницей художника стала возлюбленная и подруга Брюллова, графиня Юлия Самойлова.

ЧЕТЫРЕ ЮЛИИ САМОЙЛОВОЙ

Самойлова стала для художника воплощением женской красноты. Темноволосая, смуглая, с огромными чёрными глазами, она во всем походила на итальянку.

Образ Юлии еще трижды встречается на полотне. Это она испуганная мать, прижимающая к себе двух дочерей. Это она девушка, держащая над головой золотой сосуд и, кажется, потерявшая надежду на спасение. И женщина с ребенком под покрывалом – тоже графиня Самойлова.

Когда картина была закончена, а работа над ней заняла шесть лет, на Карла Брюллова обрушилась слава.

«Последний день Помпеи» выставляли в Риме, Милане, Париже и в конце концов отправили в Санкт-Петербург, где Анатолий Демидов преподнес ее в качестве дара императору Николаю I.

Но звания профессора Академии художеств Брюллов в России так и не получил. Официальной причиной отказа стало то, что он писал «Последний день Помпеи» по свободному замыслу, а не по академической программе.

Оцените статью
Пороки и добродетели: неизвестные и незаметные секреты картины «Последний день Помпеи»
Алексей Завьялов. Как жил и уходил Стас Скрябин из «Ментовских войн»