теперь ему захотелось показать героя-мужчину. Это было в известной мере новаторством, потому что в мелодрамах обычно на первом плане оказываются всё-таки дамы, а не мужчины.
За помощью Егоров отправился к драматургу Аркадию Инину, который написал сценарий «Однажды двадцать лет спустя». И через время появился новый сценарий, названный «Отцы и деды». В этом названии была явная отсылка к классическому роману Ивана Тургенева, но с намёком на новые реалии.
Началась работа над фильмом традиционно с проб. Юрий Егоров, ученик Сергея Герасимова,
пробы считал важнейшим этапом и всегда долго размышлял над подбором актёров.
Когда зашла речь о выборе актёра на главную роль, Аркадий Инин раскрыл небольшой секрет: он признался, что сценарий писал под Анатолия Папанова.
Тут стоит сказать, что
по задумке Егорова центральным персонажем в «Отцах и дедах» стал мужчина в возрасте и бывший фронтовик. Во многом это было отражение самого режиссёра: он тоже прошёл войну и тоже вместе со всей страной пережил и восстановление, и годы оттепели, и спокойные семидесятые.
Таким же был и Алексей Павлович Луков, главный герой фильма. Предложение Инина режиссёру очень понравилось: Анатолий Папанов был ровесником режиссёра и тоже участвовал в войне. Прежде они в кино не встречались, но, познакомившись, моментально нашли общий язык. Режиссёр понял, что Анатолий Папанов сыграет именно такого героя, какой жил в его воображении, поэтому с утверждением проблем не возникло. Кстати,
несмотря на возраст (Папанову было под 60), во всех сценах актёр снялся сам, включая ползание под мостом и весьма рискованный спуск с балкона.
На роль Павла Лукова, сына Алексея Павловича, утвердили Валентина Смирнитского. Поначалу группа сомневалась, ведь Смирнитский — это же сам Портос! И вполне закономерно было ожидать, что актёр из мощного и знаменитого фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) будет требовать особого к себе отношения. Но выяснилось, что Валентину звёздность не свойственна, с коллегами и режиссёром поладил и в коллектив он вписался прекрасно.
Самого младшего Лукова, Алексея, сыграл 15-летний Алёша Ясулович. Мальчик уже снялся в небольшой роли в предыдущей работе Егорова, так что на пробы попал неслучайно. Мало того,
Алёша был сыном актёра Игоря Ясуловича и Наталья Егоровой, дочери Юрия.
Но никакого блата не было: Юрий Егоров провёл пробы с внуком так же, как и с другими претендентами, не выделяя его.
Кстати,
сценарист Аркадий Инин к выбору режиссёра отнёсся скептически, сочтя, что мальчик получил роль из-за родства.
Но уже после первых дней съёмок он мнение переменил и понял, что Алёша играет замечательно и историю не испортит.
Единственную женщину в семье Луковых, жену Павла и мать Алёши, сыграла Галина Польских. Ей не впервой было играть сильных дам, на которых всё держится, но которые при этом умеют сохранять красоту и женскую мудрость.
А в одном из кадром, как мне показалось, мелькнула фотография Галины Польских из фильма «Я шагаю по Москве» (1963) или, по крайней мере, из примерно того времени.
В колоритной роли Семёна Ильича, товарища Алексея Павловича Лукова, который без концы сыплет афоризмами, появился Николай Трофимов,
а женщину, с которой, возможно, давно вдовствующий Луков свяжет жизнь, сыграла Людмила Аринина, любимица ленинградских режиссёров-интеллектуалов.
Людмила вообще всегда играла интеллигентных женщин, аристократичных, изящных, выдержанных. Таковой она предстала и тут. Любопытно, что настолько интересная актриса начала карьеру, когда ей было уже за 40. Открыл Аринину для кино Илья Авербах, сняв в фильме «Степень риска» (1968) и только после этого её стали приглашать сниматься.
И вот ещё парочка интересных фактов.
В крошечном эпизоде в «Отцах и дедах» мелькнул сценарист Аркадий Инин.
А бегуна, который совершает пробежки, когда Луков идёт на работу, изобразил баскетболист Владимир Андреев. В фильм он попал случайно, его пригласил сам Юрий Егоров. Но образ был точным, и особенно показательно это в финале:
рослого, здорового, сильного, молодого мужчину обгоняет почти пенсионер, доказывая, что в нём ещё бурлит жизнь и списывать со счетов его рано.
На натурные съёмки группа отправилась в Смоленск. В сценарии указывалось, что действие происходит в обычном провинциальном городке, так что ассистенты отправились искать место съёмок. В итоге остановились на Смоленске. Особенно это порадовало Анатолия Папанова, родившегося на Смоленщине и всегда с удовольствием бывавшего на малой родине.
Правда, присутствие Папанова сильно осложняло съёмки:
актёр был любимцем зрителей, при его появлении на улице всегда возникал ажиотаж и соглядатаев приходилось удалять с площадки едва ли не силой.
Осенью 1981 года съёмки завершили, режиссёр занялся монтажом. Но ближе к зиме у него возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Тем не менее
Юрий Егоров, уже будучи больным, продолжил работу, но в феврале 1982 года скончался, не успев полностью доделать картину. Заканчивали фильм его давняя соратница и помощница Янина Боголепова и сценарист Аркадий Инин.
Осенью 1982 года лирическая комедия «Отцы и деды» вышла на экраны.
Юрий Егоров, начиная работу, не предполагал, что это будет финал его карьеры, но жизнь решила по-своему.
«Отцы и деды», последний фильм режиссёра, привели в кинотеатры 22 миллиона человек и, как и предыдущие ленты Егорова, полюбились аудитории.