В течение длительного времени бедная женщина сражалась с тяжёлым недугом, проведя последние часы в кругу родных и близких в доме семьи, расположенном за городом.
Однако, чуть ли до последнего она старалась сидеть с расправленными плечами и прямой спиной и была способна на шалости и озорство. Не случайно младшее поколение знаменитой фамилии практически не обращалось к ней как к бабуле. Называя по большей части Иришей.
Как рассказывала журналистам сама мастерица роли, самозабвенно и беззаветно она служила одному Бондарчуку. С определенного момента она и жила лишь для того, дабы ее спутник жизни ощущал себя востребованным и нужным людям и был постоянно на коне успеха.
И вы знаете, потрясающее совпадение—даже ушли актриса и режиссер в тот же день золотой осени—20 сентября. Хотя и с промежутком между скорбными датами, растянувшимся на 26 лет. Напоминает ли случившееся грустную повесть о любви и страсти, чьи страницы листались в течение десятилетий?
Замечу, что и до судьбоносной встречи нашей героини с Сергеем, Скобцева отнюдь не вела образ жизни монахини. Ставший позднее асом публицистики Алексей Аджубей запал в трепетную и чуткую душу юной очаровашки, когда та еще посещала с превеликим удовольствием легендарную Школу-студию МХАТ. Увы и ах, музыка их брачных отношений играла совсем недолго.
Ушел Аджубей к девушке с того же курса, наследнице Никиты Хрущева, Раде.
Трёх ребятишек послал паре Господь. В то же время лидер государства не оставлял зятя своей поддержкой. В частности, поставил автора его речей на руководство влиятельной газетой советской поры «Известия». Когда же Хрущева турнули со всех постов, Аджубею пришлось совсем худо.
Что же касается нашей героини, то обратите внимание, к измене партнёра Скобцева отнеслась не сказать, что спокойно, но по крайней мере истерик и скандалов она не устраивала. Да и неслучайно. Она уже давно спала и видела себя рядом с импозантным и добившиемся многого Бондарчуком. Который приглянулся второкурснице Ирочке при посещении студентами одной из киностудий.
Во второй раз они увиделись через пару лет и теперь уже только гробовая доска спустя долгое время разлучила их. Да и это не точно, гробовая доска, наверное, всё-таки сближает, а не разлучает.
Между тем, вторая супруга звезды бесподобных лент «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Сережа» и «Война и мир» Инна Макарова, Любка Шевцова нашего кино, о могиле которой я недавно писал, как-то поведала прессе о том, что подлый, по её мнению, поступок Сергея не выходил у неё из головы в течение длительного времени.
Скобцеву она считала хищницей, рассказывая о том, что, якобы, Сергей Федорович то и дело заводил речь о возвращении к Макаровой и детям и в новом союзе чувствовал себя не особо уютно.
Цитирую актрису: «Сережа не хотел развода, да Скобцева настояла. Прошел год или два с момента нашего расставания, звонит мне Пашка Шпрингфельд, мы с ним должны были в какую-то поездку отправиться. И разговор сам собой зашел о той семье. «Она что, еще не родила? — спросила я. — Уж так хотела зацепиться». — «Да куда там! — засмеялся Пашка. — Всем домом стараемся»».
Кроме того, одна актриса выставляла претензии другой в плане того, что режиссер полностью забыл о собственных кровинушках.
В то же время сама Скобцева никогда не горела желанием, не в пример нынешним звездулькам, так сказать, выносить сор из избы. Но вот не так давно выяснилось, что брак Ирины и Бондарчука чуть не приказал долго жить, и виной этому стал небезызвестный маг кинопостановок Георгий Данелия. А случилось так, что однажды на каком-то торжественном мероприятии с застольем кто-то в какой-то момент перебрал с выпивкой.
Цитирую нашу героиню: «У Сережи было такое качество — он совсем не пьянел. А тут пришел к нам Георгий Данелия с женой Любой Соколовой. Мужчины сели в отдельной комнате и давай пить из бадейки молодое вино. А Данелии пить нельзя было совсем. И через какое-то время Люба стала мне плакаться: «Ой, сейчас опять напьется, опять меня…»
Я не выдержала, спокойно подошла к Сергею Федоровичу, взяла бадейку и тихонько вылила ему на голову. Бондарчук даже не пошевелился. Потом мы целый месяц не разговаривали. Попросила прощения — виновата, неправильно себя повела. Он меня извинил.»
В общем, милые бранились, только тешились.
Между тем, свой последний приют Скобцева нашла в так называемой новой части Новодевичьего погоста бок о бок с усопшими близкими. Бондарчука в 1994 году сразил фатальный инфаркт, а кровинушку пары блистательную Алену Бондарчук в 2009 «доконала», уж не обессудьте за слово, каверзная онкология.
Замечу, что более 20 лет последний приют Сергея Бондарчука увенчивал практически белоснежный бюст из мрамора, автором которого является знатный мастер Лев Кербель, кто в советскую пору являлся миллионером, а в 1990-е годы, по воспоминаниям художника Михаила Шемякина, зарабатывал бешеные деньги, ваяя надгробия ворам в законе и прочим авторитетам.
Привожу отрывок из интервью Михаила Шемякина, в котором он вспоминает о разговоре с каменотесом: «Миша, мне стыдно признаться. Я читаю каждый день газеты, некрологи — кого из братвы подстрелили. И когда я вижу, что кого-то подстрелили, я радуюсь, потому что я знаю, что братва придет ко мне и закажет надгробный памятник».
Но не будем отвлекаться от темы и вернёмся к памятному знаку над могилой режиссера.
В 2015 году «мосфильмовский» начальник Карен Шахназаров перенес надгробие, которое предварительно довели до кондиции облицовкой неким темным камнем и добавлением панели из металла с перечислением заслуг мастера, на небезызвестную Аллею звезд.
В то же время вдова Бондарчука вновь начала тормошить старика Кербеля по поводу создания монумента взамен снятого.
В общем, в конце концов на участке воздвигли изящную мемориальную композицию из того же светлого материала—видный издалека памятный знак, состоящий из доминирующего креста о четырех концах и пары приземлённых геометрически правильных тумб, на каждой из которых высечен теперь уже православный крест и фамилии ушедших в лучший из миров людей.
Был уложен газон, а от соседних могил участок отгородили специальным бордюрчиком.
Замечу, что похоронили Скобцеву в одну могилу с супругом. Для чего потребовалось снять стелу и надгробие мастера режиссуры.
В начале лета прошлого года журналисты «Экспресс-Газеты» наведались к последнему приюту актерско-режиссерской династии и были несказанно поражены видом, открывшимся их глазам.
Дело в том, что в то время, как к непосредственно последнему приюту Алены Бондарчук и Ирины Скобцевой, чью могилу украшали букеты свежих цветов, не было никаких претензий, любые сведения о режиссёре напрочь отсутствовали. Все было покрыто слоями песка и только жалко выглядывавшие из-под земли куски арматуры от внушительного белого креста смотрелись до ужаса жутко и тревожно.
С тех пор прошёл почти год, но, по всему судя, надгробие так и не возвращено на свое место, ибо в сети никаких сведений о данном событии мною лично не найдено.
Но, думаю, сын артистки Федор Бондарчук и его супруга Паулина Андреева, которая в последние годы чрезвычайно сблизилась с Ириной Константиновной, часами беседуя с ней о драматургическом искусстве, вскоре «разродятся» окончательным монументом. Что ж, с нетерпением ждём.