Поговаривают, что режиссёр Александр Серый придумал название для своей кинокомедии, увидев музыкальный телефильм «Берегите женщин», вышедший в 1981 году. Тогда действительно существовало некое противостояние между киношниками и телевизионщиками, и якобы название «Берегите мужчин!» родилось в пику вторым. Однако эта версия несостоятельна:
Серый так называл свою картину ещё до того, как начались съёмки «Берегите женщин».
Режиссёру Александру Серому жизнь не благоволила. Поначалу он выбрал совсем не кино, а технику:
Александр стал авиационным инженером и какое-то время работал по специальности.
Но в конце пятидесятых он поступил на только что открывшиеся Высшие режиссёрские курсы, где подружился с учившимся там же Георгием Данелией. Но, увы, снять дипломный фильм Серому не удалось: из-за ревности он совершил преступление и отправился в заключение. Спустя четыре года режиссёр освободился, но на киностудиях его встретили настороженно. Пробить первые работы ему помогал Данелия, а потом он же отдал товарищу сценарий, написанный совместно с Викторией Токаревой. Этот сценарий оказался для Александра Серого судьбоносным и стал одновременно счастьем и проклятьем.
Комедию по сценарию Данелии и Токаревой «Джентльмены удачи» (1971) моментально зачислили в классику, растащили на цитаты, которые популярны даже сегодня.
Эту картину в первый год посмотрело 65 миллионов человек, её знает даже нынешнее поколение зрителей, а в 2012 года даже (прости-господи!) сняли ремейк. И очень многие уверены, что создатель «Джентльменов» — режиссёр Георгий Данелия.
Мнение это сформировалось из-за случайного стечения обстоятельств: накануне премьеры ленты у Серого впервые диагностировали онкологию, он срочно начал лечение и присутствовать на премьере не мог. Представить фильм попросили сценаристов Георгия Данелию, тогда уже очень известного и любимого, и Викторию Токареву. И именно потому, что
впервые «Джентльмены удачи» показал Данелия, его имя накрепко связали с комедией, забыв, что поставил картину совсем не он.
Александра Серого радовал успех комедии, но огорчало то, что его имя с ней не ассоциируется. Все последующие годы он пытался доказать, что зрители, да и коллеги напрасно его игнорируют. В 1976 году вышла его комедия «Ты — мне, я — тебе», добротная и вполне успешная, но до уровня «Джентльменов» она не дотягивала.
Серый тут же задумался о следующей работе, и написал сценарий «Дальше — больше».
Правда, по правилам киностудий сценаристом и режиссёром не мог быть один человек, так что в качестве автора Александр указал супругу Марину Акопову. Сценарий приняли, и Серый в конце 1981 года приступил к экранизации.
Главными героями новой комедии стали супруги, но не совсем обычные:
жена Марфа — женщина пробивная, волевая, властная, громогласная и работающая в крупном НИИ замдиректора, муж Вовик — покладистый, нерешительный,
мягкотелый подкаблучник с музыкальным хобби, привыкший подчиняться жене.
Тема сильных женщин, успешных работниц и руководительниц, была тогда актуальной.
Аудитория только что влюбилась в восхитительную эмансипе Людмилу Прокофьевну Калугину, уже потихоньку рождалась ещё одна карьеристка, Катерина Тихомирова, и Марфа Петровна отлично вписывалась в эту компанию.
Любопытно, что сценарист-режиссёр наделил обоих персонажей собственными чертами: Марфе от него достались энергичность, несговорчивость, несдержанность, а Вовику — идеальный музыкальный слух, которым обладал режиссёр, и страсть к коллекционированию. Правда, сам Серый собирал не колокольчики, как персонаж, а музыкальные пластинки с джазом, бывшим в те годы полузапрещённым.
Под характеры персонажей были найдены актёры с соответствующим темпераментом, но
Александр Серый колебался и не мог выбрать подходящую пару, ведь на роли претендовали звёзды!
Конкуренция шла между парой Наталья Гундарева — Виталий Соломин и Нина Русланова — Леонид Куравлёв.
Всё артисты были опытными и популярными, все отлично прошли пробы, но в конце концов худсовет отдал предпочтение второй паре как более гармоничной.
Кстати, позже Александр Серый даже слегка жалел о таком выборе: Нина Русланова оказалась женщиной вспыльчивой, с крутым нравом и в известной мере играла саму себя. Александр Серый тоже не отличался выдержкой и уравновешенностью, так что на площадке между ними часто возникали конфликты, разрешать которые приходилось миролюбивому Леониду Куравлёву.
На роль корыстного соблазнителя, скульптора Графа, актёра подыскали быстро. Здесь нужен был исполнитель, и внешне, и характерно противоположный Леониду Куравлёву. Графом стал Александр Лазарев, статный красавец с выразительным голосом, умеющий завораживать взглядом и обольщать речами, который действительно разительно отличался от мямли Вовика-Куравлёва.
Ну а во второстепенных ролях появились другие знаменитости: Наталья Селезнёва, Римма Маркова, Наталья Крачковская, Евгения Ханаева, Марианна Стриженова, Марина Полбенцева, Александр Вокач, Игорь Кашинцев, Вадим Захарченко, Николай Прокопович. Эпизодический персонаж достался 20-летнему студенту Щукинского училища, который в будущем станет знаменитым режиссёром: сотрудника НИИ, который никак не может попасть к директору, сыграл безвестный тогда Андрей Житинкин.
Несмотря на то, что сюжет фильма, ещё на первом этапе работы переименованного из «Дальше — больше» в «Берегите мужчин!», был весёлым, съёмки шли трудно. Давал о себе знать неизлечимый недуг Серого, из-за которого он быстро уставал. Студия постоянно спускала указания ускориться, и режиссёр старался работать интенсивнее, преодолевая болезнь, но всё равно
процесс серьёзно затянулся. Лишь в феврале 1983 года «Берегите мужчин!» подготовили к сдаче, а в прокат выпустили через месяц.
Комедия, которую Александр Серый снимал с огромной надеждой на успех, ожиданий не оправдала, вызвав интерес всего 16 миллионов зрителей. Строго говоря,
это был очень неплохой результат, но вовсе не тот, на который рассчитывал режиссёр. Для Серого это был новый провал, выбивший его из колеи.
Ещё несколько лет он, несмотря на прогрессирующую болезнь, пытался найти материал, мечтая создать кинохит, но так и не сумел этого сделать. В 1987 году режиссёр Александр Серый поставил точку в карьере и жизни, покончив с собой.
А как вы считаете, Марфа и Вовик — идеальная пара?