Провальный «Ревизор» по-советски: криминально-музыкальная комедия

Современную интерпретацию гоголевской классики разыграли звёздные советские актёры, опытные и любимые зрителями.

Но, к сожалению, даже выдающийся ансамбль не спас фильм режиссёра-дебютантки «Брелок с секретом» (1981) от провала.

Картина получилась на удивление слабой, и причин тому несколько: это и отсутствие опыта у режиссёра, и непроработанный сценарий, и музыкальные вставки, которые выглядят инородно и занимают уйму экранного времени.

Фильм по сценарию Анатолий Брагинцева доверили снимать начинающему режиссёру Вере Токаревой. Прежде она полнометражного кино не снимала, в активе у молодого режиссёра была лишь короткометражка.

Зато актёрский состав подобрался поистине уникальный: Галина Польских и Наталья Крачковская, Альберт Филозов и Михаил Глузский, Игорь Кашинцев и Игорь Ясулович, Раднэр Муратов и Михаил Кокшенов.

Одна из главных ролей досталась кумиру послевоенного поколения Леониду Харитонову, которого в семидесятые стали, увы, забывать.

А во второстепенной роли соблазнительницы по имени Магдалина (!) появилась Анна Варпаховская, которой часто поручали играть дамочек красивых, но недалёких.

Такую же героиню она сыграла в ленте, которая вышла чуть раньше и стала куда более успешной, чем «Брелок с секретом», — комедии «Суета сует» (1980) режиссёра Аллы Суриковой.

Любопытно, что помимо Анны Варпаховской многие из перечисленных выше актёров также встретились на той же съёмочной площадке.

Сюжет фильма основан на путанице: в провинциальный город едут два человека с одинаковыми именами. Один Михаил Михайлович (Альберт Филозов) — дамский парикмахер-виртуоз и любитель-рыболов, направляющийся в гости к приятелю.

Другой Михаил Михайлович (Игорь Кашинцев) — придирчивый ревизор, задача которого — проверить склад сантехники. Работники склада нечисты на руку и возможная ревизия их не радует.

Решить проблему и разобраться с ревизором берётся их знакомый. Но по пути случается казус: оба Михаила Михайловича оказываются соседями по купе, но ревизора снимают с поезда из-за сердечного приступа, так что в город прибывает парикмахер.

Его-то жулики со склада и их помощник и принимают за ревизора и начинают всячески обхаживать, соблазняя гостиничным люксом, красивыми женщинами, банкетом с концертом, рыбалкой и даже взяткой.

В ролях мошенников снялись Леонид Харитонов (невозмутимый начальник, в совершенстве знающий уголовный кодекс), Михаил Кокшенов (его ассистент, ограниченный и склонный к примитивным шуткам, но физически сильный) и Михаил Глузский (оборотистый «профессор» с массой возможностей для ублажения ревизора).

Интересно, что Михаила Глузского, как, впрочем, и Альберта Филозова, зрители привыкли видеть всё-таки в ролях драматических и сложных, а не комедийных, так что в каком-то смысле оба открылись с новой стороны.

И довольно удачно открылись, что оценили критики. Похвалы заслужила и Галина Польских, сыгравшая здесь парикмахера Олимпию, женщину мечты «Профессора», у которой появилась симпатия к мягкому и наивному приезжему Михаилу Михайловичу.

Несколько слов о музыкальных номерах. Решительно непонятно, к чему вставили их в ленту, хотя сама по себе музыка симпатична. Написал её Илья Катаев. Если вам в этом имени слышится что-то знакомое, то вы правы:

Илья Катаев — сын писателя Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа. Реальная фамилия Евгения — Катаев, сына он назвал в честь друга Ильи Ильфа. Ну а дядя Ильи Катаева — не менее знаменитый писатель Валентин Катаев.

И ещё один любопытнейший факт. Помните роскошную даму, которая танцевала энергичный танец с Афоней в одноимённой комедии Георгия Данелии?

Это была актриса Татьяна Распутина, она же жена Ильи Катаева. Такое вот переплетение судеб и карьер. В середине восьмидесятых чета Катаевых оставила СССР и перебралась в США, где супруги и оставались до конца жизни.

Песни в фильме исполняло ВИА «Москвичка». Ансамбль известен мало, в дискографии его всего лишь одна пластинка, просуществовал коллектив недолго. А ещё в кадре есть танцевальные номера, и хореографом числится Игорь Ясулович.

Комедия вышла в 1981 году. Сразу стало очевидно, что успеха не случилось: даже мастера-тяжеловесы, снявшиеся в фильме, не смогли вытянуть беспомощную постановку.

Хотя сама задумка была неплоха, и лента могла бы получиться интересной и интригующей, результат получился катастрофическим.

Конечно, на фоне нынешних сериалов «Брелок с секретом» смотрится вполне сносно, но если сравнивать его с другими фильмами тех же лет, то он сильно проигрывает. Смотреть стоит только ради актёров, которые, как и всегда, выкладываются по полной.

Оцените статью
Провальный «Ревизор» по-советски: криминально-музыкальная комедия
Били за всё подряд: 10 звёзд, которых родители воспитывали в излишней строгости