рассказывая об экономике, она снова не забыла о психологии и показала персонажей не только снаружи, но и изнутри.
Сценарий написал драматург Александр Соснин при помощи специалистов по настоящих экономике: кандидата экономических наук Виктора Белкина и доктора экономических наук Виктора Ивантера.
К слову, консультантом картины серьёзный чиновник — начальник отдела Госплана СССР Д. Украинский. Усилиями авторов появилась
история об обувной фабрике, выпускающей некачественную и непривлекательную обувь, которую продавцы именуют «чумой». Директор фабрики Павлищев вместе с другом детства Ефимовым, учёным-экономистом, крупным работником банка, затевают эксперимент по перестройке:
за два года фабрика должна полностью обновиться и начать выпуск хорошей востребованной обуви, для чего ей выдают кредит.
Но спустя два года ничего не поменялось, кредит исчерпан, фабрика становится должником и не может даже выплачивать зарплату сотрудникам.
Эта ситуация разводит бывших друзей Павлищева и Ефимова, каждый из которых стоит на обоснованной позиции и не может и не хочет понять оппонента.
На главные роли Аида Манасарова пригласила по-настоящему звёздных исполнителей: Ефимова сыграл Олег Ефремов, а Павлищева — Андрей Мягков.
Вообще Андрей Мягков и его супруга Анастасия Вознесенская (тоже снявшаяся в ленте в роли секретаря парткома Александры Баженовой) были любимыми актёрами режиссёра.
Они познакомились в конце семидесятых, когда Манасарова снимала фильм «Вы мне писали» (1976). С тех пор пара появлялась во всех лентах режиссёра.
Андрей Мягков, рассуждая о роли Павлищева, говорил, что выбранная тема интересна ему не только и не столько из-за актуальности, но и из-за психологизма.
Его герой неоднозначен, у него своя правда, в борьбе за которую он готов использовать любые методы, но тем он и привлекателен для актёра.
Похожие слова сказал о работе и Олег Ефремов, который и сам много лет был руководителем, пусть не фабрики, но театра.
Тема личной ответственности начальства, соучастия, неравнодушия была ему близка и понятна, поэтому и над фильмом он работал с удовольствием.
Другие роли получили не менее именитые артисты: Галина Польских, Нина Агапова, Семён Фарада, Вадим Захарченко, Пауль Буткевич, Сергей Никоненко, Виктор Шульгин.
В кадре можно увидеть и Нонну Мордюкову, которой достался эпизодический персонаж с несколькими репликами.
А ещё в кадре мелькнул молодой Виктор Раков, для которого это была одна из первых работ в кино. Его имя было тогда ещё никому не известно, поэтому его даже не упомянули в титрах.
Вышедшую в прокат драму «От зарплаты до зарплаты» постигла судьба многих фильмов тех лет:
несмотря на то, что в ней снялись знаменитости, а поднятая тема касалась многих людей, успеха она не снискала.
Перестройка уже захватила людей, СССР переходил на новые рельсы, так что морально-этические рассуждения Павлищева и Ефимова казались лишними и слишком философскими на фоне меняющейся на глазах ситуации.
Возможно, если бы ленту выпустили на пару лет раньше, она встала бы в один ряд с другими производственными драмами, полюбившимися зрителям, но этого не произошло.
А сам фильм оказался во многом пророческим: уже подступало время, когда в эксперименты, подобные показанному на экране, начали включаться фабрики и заводы по всей стране. Был ли удачным результат этих экспериментов — вопрос спорный и поныне.
А вы смотрели «От зарплаты до зарплаты»? Были ли вы в той же ситуации, что и работники фабрики?