«Пырьев требовал от Люды «ласки». Трагическая жизнь Людмилы Марченко

Ее называли русской Одри Хепбёрн, но раскрыться таланту очаровательной Людмилы Марченко в полной мере было не суждено: карьеру актрисы сломал один человек, он же, как говорила сестра Людмилы, растоптал ее как женщину.

Родилась Людмила в 1940 году на Кубани, в курортном селе Архипо-Осиповка, ныне входящем в состав города Геленджик.

Родители девочки были людьми образованными, принадлежали к сельской интеллигенции. Мама, Зинаида Андреевна, даром что проживала в селе, была настоящей театралкой, регулярно бывала на представлениях в знаменитом геленджикском театре «Рекорд».

Едва Людочка успела появиться на свет, как мирная жизнь закончилась резко и страшно. Девочке исполнился один годик, когда Гитлер напал на Советский Союз.

Отца мобилизовали, а Зинаида Андреевна с грудным младенцем на руках вскоре оказалась на оккупированной врагом территории. Молодой женщине пришлось тяжко: нечем было кормить ребенка, нечем было топить печь в доме. Как ей удалось выжить и сохранить жизнь Людочке, Зинаида Андреевна предпочитала впоследствии не рассказывать.

После войны семья воссоединилась — отец благополучно вернулся с фронта. Вскоре Марченко перебрались с Кубани в Москву, где для родителей нашлась работа.

Людочка пошла в среднюю школу № 135. Училась хорошо, а, кроме того, в школе проявился актерский талант девочки — Марченко на первых ролях участвовала в школьной самодеятельности.

О том, что она станет артисткой, девочка знала с ранних лет. Любовью к театру, к кино, «заразила» мама. Зинаида Андреевна всячески поддерживала дочь в ее стремлении к искусству.

В старших классах Люда стала режиссером школьного театра, причем, к этой «должности» относилась по-взрослому, требовала от маленьких актеров максимальной отдачи на сцене.

К 17 годам Люда Марченко стала настоящей красавицей. Стройная девушка с большими, выразительными глазами и чарующей улыбкой, была похожа на боязливого олененка. Зинаида Андреевна, настоящая казачка кровь с молоком, глядя на дочь, говорила с улыбкой:

«Не наших кровей, не казачьих!».

Люда, и правда, была похожа на звезд западного кино — на Вивьен Ли, на Одри Хепберн.

В 1958 году 18-летняя Людмила с легкостью поступила во ВГИК. Никто не удивился — вся школа была уверена, что Марченко ждет «звездная» судьба.

Училась Люда у живого классика советского кино, легендарного Михаила Ильича Ромма. Ее сокурсниками были будущие знаменитости, но Марченко не потерялась в столь пестрой компании. Михаил Ильич выделял Люду и прочил ей большое будущее.

Будучи студенткой первого курса ВГИКа, Людмила дебютировала в кино. Роль в фильме «Добровольцы» была крошечная, но Марченко все равно была счастлива: еще бы, она снималась с такими «звездами», как Михаил Ульянов, Леонид Быков, Петр Щербаков.

Людмила была уверена, что теперь-то предложения не заставят себя долго ждать, и она оказалась права. Уже в следующем, 1959-ом году, в актерской судьбе Марченко случился настоящий прорыв, который, как оказалось позднее, одновременно являлся и звездным часом актрисы.

Сначала Люда сыграла в пронзительной драме Льва Кулиджанова «Отчий дом». Лентa была тепло встречена и зрителями, и критикой.

Кулиджанов, знавший, что его друг Иван Пырьев ищет актрису на роль Настеньки в фильм «Белые ночи», представил Людмилу Ивану Александровичу.

Пырьев сразу загорелся: «Она, она!».

Именно такую девушку — худенькую, хрупкую, с невинным взглядом крупных глаз, он искал. Люда была утверждена без проб.

Съемки стали большим испытанием для Людмилы. 58-летний Пырьев, к которому 19-летняя Людмила относилась как к легенде кино, как к кумиру, с каждым днем проявлял к девушке все большее внимание.

Поначалу Марченко думала, что режиссер восхищается ей, как актрисой, что ей невероятно льстило. Однако вскоре Людмила поняла, что интерес Пырьева имеет и иное свойство.

Неприличные намеки, неприятный смех «старика», его постоянная манера хватать Люду за руки, пугали девушку, но ради роли Марченко терпела.

Вскоре, впрочем, у нее появился еще один повод терпеть: Людмила до умопомрачения влюбилась в своего партнера по фильму, 31-летнего красавца, кумира советских женщин Олега Стриженова.

Олег в ту пору был женат на актрисе Марианне Стриженовой, однако, устоять перед обаянием 19-летней красавицы актер не смог.

Олег и Людмила стали тайно встречаться. Встречи проходили в съемной комнате в Демидовском переулке: оплачивал жилье Стриженов, но жила в нем Люда.

Олег приходил часто, «сбегая от супруги». Вскоре, еще до выхода «Белых ночей» на экраны, Людмила Марченко сообщила Стриженову, что она беременна.

Олег воспринял новость спокойно. Вот как вспоминала об этом сестра Людмилы, Галина Васильевна Марченко:

«Ни мама, ни я ничего не знали. Люда всегда была очень скрытной. Лишь спустя годы она призналась, что Олег вроде и не был против ребенка. Но потом молодые решили, что сейчас это некстати: он не разведен, жить негде, ее карьера только начинается. Люда тайно сделала аборт у какой-то бабки, как выяснилось позже, неудачно. В общем, то была ее первая и последняя беременность. Не стало ребенка, и любовь вместе с героем-любовником куда-то улетучилась».

Да, со Стриженовым Людмила рассталась, и рассталась без сожаления. Теперь ее единственным «ребенком» была карьера в кино. Марченко всей душой желала добиться успеха, сыграть большие и знаковые роли.

19 февраля 1960 года состоялась премьера «Белых ночей». На всех мероприятиях молоденькую актрису сопровождал ее «покровитель» — Иван Александрович Пырьев. Режиссер каким-то образом узнал о романе Людмилы со Стриженовым, узнал о расставании пары, и тут же начал собственную атаку на красавицу.

Действовал Пырьев напористо и нагло:

«Пырьев требовал от Люды «ласки», но она его к себе не подпускала.», — вспоминала позднее сестра Галина, и тут же добавляла:

«Мы были так воспитаны, что взрослому человеку не могли нагрубить, сказать дерзкое слово. На приставания Пырьева (а ведь и для нее он был миф, легенда) Люда уважительно отвечала, что между ними огромная разница в возрасте, она не может стать его женой, потому что он сверстник ее дедушке и мама никогда ее не поймет».

Чтобы защитить себя от Пырьева, в 1961 году Людмила вышла замуж. Вышла внезапно как для матери, так и для сестры.

Избранника актрисы звали Владимиром Вербенко, он был обыкновенным студентом МГИМО.

Несмотря на заключенный брак, имя Пырьева продолжало преследовать Людмилу. В кинематографическом мире судачили, что Марченко изменяет супругу с Иваном Александровичем. Владимир в какой-то момент поверил слухам и попросил развод.

Людмила осталась одна — без защиты, без мужского плеча.

После обрушившейся на Людмилу славы, жить в нищете с мамой и сестрой было невыносимо. И здесь снова в жизни Марченко появился Иван Александрович Пырьев.

Режиссер предложил Людмиле помощь в получении кооперативной квартиры. Подумав, актриса согласилась. Вскоре Марченко въехала в новую однокомнатную квартиру, расположенную на ул. Черняховского.

21-летняя актриса и подумать не могла, что Пырьев за свою помощь потребует награды. Иван Александрович явился вскоре после заселения. Принес водку, цветы, конфеты. Людмила не открыла, и тогда режиссер начал крушить дверь. К счастью, замок выдержал.

Поняв, что Людмила ему не покорится, Пырьев сменил тактику. Однажды режиссер явился к матери актрисы. Зинаида Андреевна, которой в ту пору исполнилось 45 лет, была потрясена «сватовством» 60-летнего мужчины к ее молоденькой дочери.

Отказ взбесил Пырьева: Иван Александрович начал кричать, что он погубит карьеру Марченко, что в кино ту не пригласят даже «на роль собаки».

Зинаида Андреевна, побелев как полотно, потребовала, чтобы Пырьев покинул ее квартиру иначе она позовет на помочь соседей.

Иван Александрович ушел.

В 1962 году Людмила вступила в отношения с геологом Валентином Березиным. Марченко думала, что Валентин, этот простой, домовитый и работящий мужчина, станет ее защитой от «таких, как Пырьев».

Увы, Березин не только не стал защитой Людмилы, но, напротив, нанес ей самую жестокую травму.

В 1963 году Людмила окончила ВГИК, устроилась на работу в Экспериментальный театр-студию пантомимы «Эктемим» — далеко не самое лучшее место для звезды «Белых ночей».

В кино Марченко звать практически перестали, а если звали, то только на эпизодические роли. Сестра актрисы была уверена, что в этом был виноват Иван Пырьев, все еще надеявшийся добраться до Людмилы.

Отношения с Березиным были довольно ровными, но о свадьбе речи не шло.

В 1968 году умер Иван Пырьев. Людмила никак не отреагировала на эту новость. К тому времени актриса была занята иной проблемой: после шести лет гражданского брака отношения Людмилы с геологом Валентином катастрофически ухудшились. Причиной стала ревность: Березин узнал об интересе Людмилы к администратору Москонцерта Виталию Войтенко.

Летом 1968 года между Людмилой и Валентином произошла ссора, в ходе которой разъяренный геолог набросился на возлюбленную и зверски ее избил.

Лицо Марченко было изуродовано. Теперь возвращение на экран стало практически невозможным. Если Пырьев лишил Людмилу мечты об актерстве «административными» методами, то Березин использовал для этого грубую физическую силу.

Березин должен был сесть в тюрьму, но Марченко не стала подавать на него заявление. Врачам Склифа, куда ее привез Валентин, актриса сказала, что попала в автоаварию.

После того, как Людмила поправилась, она сразу же рассталась с Березиным.

Актриса впала в депрессию, у нее развился алкоголизм, ухудшились зрение и слух — сказалась нанесенная Валентином черепно-мозговая травма.

Если бы не поддержка матери, сестры и того самого Виталия Войтенко, ставшего гражданским мужем Марченко, женщина бы не выжила.

Отношения Людмилы с Виталием продолжались вплоть до 1975 года, когда актриса познакомилась с художником-иллюстратором Сергеем Александровичем Соколовым. Это был мягкий, добрый и в высшей степени творческий человек. С ним Людмиле было совершенно спокойно.

Осенью 1975 года Марченко и Соколов расписались в одном из московских ЗАГСов.

Сергей поддерживал супругу в ее огромном желании вернуться в кино. В 1977 году Эльдар Рязанов пригласил Людмилу Васильевну сыграть эпизод в его новом фильме «Служебный роман»: Марченко сыграла гостью на вечеринке у Самохваловых.

Гример ленты сделал невозможное: шрамы на лице 37-летней актрисы были практически не видны. Перед зрителями снова предстала красивая, элегантная Людмила Марченко.

Впоследствии Людмила Васильевна еще три раза снималась в эпизодических ролях в кино, а также работала в Театре-студии киноактера.

Начало 90-х, когда вся система советского кинематографа рухнула в один день, Людмила пережила легче, чем ее более успешные коллеги: в отличие от них, Марченко привыкла сидеть без работы.

Гораздо тяжелее Людмила Васильевна восприняла увольнение из Театра-студии. К счастью, на «Мосфильме» для актрисы нашлось место ассистента режиссера по актерским кадрам.

Людмила со вторым мужем жила то в Москве, то в деревне под Тверью. Марченко занималась хозяйством — разводила кур, сажала в огороде картошку и капусту. Сергей Соколов писал картины.

Они были в деревне и 22 июля 1996 года, когда Сергею Александровичу внезапно стало плохо. Людмила и ее сестра Галина сами повезли художника в Тверь, но не довезли — по дороге Соколов скончался от инфаркта.

Смерть мужа стала для Марченко ударом, от которого она уже не оправилась. Людмила Васильевна вернулась в Москву и стала вести затворнический образ жизни, даже родственникам запретив посещать ее. Соседи актрисы говорили, что та очень много пила.

Когда Людмила Васильевна заболела тяжелой формой гриппа, она не стала вызывать врачей, и холодной ночью 21 января 1997 года скончалась в возрасте 57 лет…

Оцените статью
«Пырьев требовал от Люды «ласки». Трагическая жизнь Людмилы Марченко
Отказался работать с Пугачёвой, а теперь рискует стать бомжом: Что угрожает квартире за полмиллиона долларов композитора Хоралова