Разоблачённая Елена: как Блаватская создала целый мир и какие тайны она хранила

Её разоблачали множество раз и почитают до сих пор. Это ли не показатель мощи личности Елены Блаватской? Сегодня исполняется 191 год со дня её рождения.

Властительница дум

Достоверно то, что Елена Блаватская сильно повлияла многих людей. Поддался её влиянию композитор Александр Скрябин. Историк Всеволод Соловьёв счёл её фигуру достаточно важной и весомой, чтобы посвятить немало сил её разоблачению.

Толстой был уверен, что Блаватская заглянула за завесы божественных тайн: «Книги известные. В них много хорошего, нехорошо только то, [что] они говорят о том, что не надо знать человеку», – подытожил он, прочтя Блаватскую.

Создавшая судьбу

«Судьбу от рождения до смерти каждый человек ткёт нить за нитью, как паук свою пряжу», – писала Блаватская. Это одна из самых знаменитых её цитат. Вот только за ней стоит пикантный факт: Блаватская, вероятно, перекраивала свою судьбу постфактум.

Почти любая биографическая статья о Блаватской начнётся с разоблачения той биографии, которую она создала для себя.

Впрочем, для тех, кто живёт в созданной ею реальности, и биография реальна совсем другая. В их мире его создательница жила так, как рассказала, и ничто не в силах изменить это.

Елена фон Ган (под таким именем вошла в этот мир будущая гуру) потеряла мать-писательницу в одиннадцать лет. Её отец был военным и проводил жизнь в разъездах, где его сопровождала жена.

Елена родилась в Екатеринославе (ныне украинский Днепр), сестрёнка Вера – в Одессе, младший брат Лёня – в Саратове. После того как мать семейства умерла от чахотки, дети переехали к деду по маминой стороне, тайному советнику Андрею Фадееву.

Естественно, занимался ими не столько дед, сколько бабушка Елена Павловна – видная коллекционерка своего времени, образованная в разного рода естественных и гуманитарных науках и говорившая на шести языках.

Вокруг Елены Павловны вращались все интеллектуалы Саратова: писательница Мария Жукова, историк Николай Костомаров и фигуры поменьше.

Елена-младшая росла в атмосфере некоторой духовной и интеллектуальной избранности. Она легко училась, поскольку действительно унаследовала мощный бабушкин интеллект – и это только добавляло ей веры в то, что она создана для особой судьбы.

А увлечение мистической частью обширной библиотеки Елены-старшей вселило в Елену-младшую потребность в чуде, причём чуде глобальном и обязательно – таким, что изменит её жизнь.

Но судьба её долго была заурядна, или, точнее, незаурядна не тем способом, о котором Елене мечталось. Когда ей было шестнадцать, её дед решил переехать вместе с семьёй в Тбилиси (тогда его называли Тифлисом).

Там Елена вышла замуж за крупного чиновника много старше её – и через три месяца сбежала домой, без капли намерения оставаться дальше женой этого человека, зато с его звучной фамилией.

В доме деда она не задержалась – уехала в Одессу, а оттуда, как рассказывала сама, в путешествие по востоку, по местам античных культов.

Одному знакомому Блаватская будто бы говорила, что из Одессы уехала в Османскую империю и выступала в цирке в номерах с вольтижировкой – то есть в трюках верхом на лошади.

Мол, пришлось бросить это, когда сломала рёбра во время исполнения трюка. Другому знакомому – что прямиком направилась в Египет, искать тайных жрецов одного из древнейших местных культов – Изиды.

Кто-то будто бы и сам видел её в Египте; другие встречали её в это время в Европе, увлечённой скорее музыкой, чем мистикой. Третьи утверждали, что из Стамбула она повернула в Индию и пыталась проникнуть в тибетские святыни.

В любом случае в это время родные не находили себе места. Ведь юная путешественница деду сказала, что едет к отцу, посоветоваться, как жить. Но по пути сбежала от провожатых, оставив документы, которые то ли не сообразила, то ли не смогла выкрасть.

Длинный маршрут её мистических странствий описан в её собственных воспоминаниях. Проблема с этими воспоминаниями в том, что даты в них никак не хотят сходиться, что заставляет серьёзно усомниться не только в их точности, но и в описываемых событиях.

Согласно другой версии биографии, она держала в Одессе магазинчик по торговле чернилами и сопутствующими товарами, незаконно вышла замуж в Египте, скрыв факт первого замужества, и как минимум половину своих путешествий выдумала.

Уж точно – ту часть, где неизвестной девушке из России жрецы разных стран выдавали тайны культов и толковали сложнейшие аспекты своих учений.

Тайна рукописи «Изиды»

Была или не была Блаватская в тайных святилищах от Индии до Египта? Собственно говоря, это главный из вопросов, по которому спорили тогда и порой спорят сейчас.

Потому что звезда её просияла в тот день, когда в магазинах Парижа появилась книга «Изида без покровов» или «Разоблачённая Изида», написанная будто бы по следам приобщения к древним знаниям стран Востока.

Тираж в тысячу экземпляров раскупили за десять дней – коммерческий успех, почти непредставимый в те времена. В сорок четыре года Блаватская, наконец, получила неоспоримое признание того факта, что она – особенная.

Книга была манифестом против науки и рационализма. Она пыталась соединить разные учения в единую теорию всего и провозглашала мистическое мышление единственным способом установить истины этого мира.

Люди, уставшие от неумолимого технического прогресса с его паровозами, электричествами и прочими новыми, страшными штуковинами, находили в этой книге подтверждение своим смутным мыслям и чувствам.

Всё, что нам кажется милой старомодной техникой в книгах и фильмах о Шерлоке Холмсе (а их действие начинается во времена славы Блаватской), современниками воспринималось как утрата всего милого и старомодного.

Чуть не каждый день, казалось, изобретают что-то новое, от техники до идей по устройству общества. Спасаясь от бездушного прогресса, многие ударились в поиски мистических тайн, контактов с потусторонним миром, магические практики.

Медиумы процветали. Не было кружка интеллигентов, который не устраивал бы хоть раз спиритический сеанс: не собирался бы в полутьме при свечах повызывать духов прошлого, чтобы поговорить о том, об этом. Особой популярностью пользовались Наполеон и Клеопатра.

Высказывались духи на любом удобном европейском языке. Если удавалось пригласить медиума, то через него: тогда медиум хрипел или шелестел голосом, издавая «потусторонние» звуки.

Иногда медиум впадал в транс и, не приходя в сознание, писал ответы на вопросы. Чаще же на стол помещалась специальная таблица с готовыми ответами «да» и «нет» и алфавитом и блюдце, которое ползало по ним будто бы само, от того, что стол двигают духи.

В таких условиях увидела свет «Изида без покровов». Несомненный литературный талант Блаватской делал текст особенно убедительным… для того, кто хотел бы быть убеждён, конечно.

Газеты разных стран разразились критикой и не стеснялись в выражениях, описывая книгу Блаватской.

Её сравнивали с грубой поделкой, упрекали в поверхностных представлениях обо всех учениях, на которые она ссылается, и в наведении столь же поверхностных связей между ними. Но книга была хитом, и Блаватской поверили тысячи.

Интересно, что позже рукописи Блаватской изучали последователи – вдруг что-то не вошло в конечный вариант? И обнаружили, что разные варианты рукописи были написаны как будто разными почерками.

В одной – мелким, бисерным, чётким, в другой – крупным, размашистым, в третьей – корявым… Вывод был сделан простой.

Блаватская писала разными почерками, потому что предоставляла своё тело разным духам-соавторам (или вселяющимся в неё душам находящихся далеко единомышленников). Действительно, куда проще и очевидней.

Всё содержание книги, все её мысли Блаватская подытожила в десяти пунктах завершающей главы второго тома «Изиды».

Если пересказывать их кратко, Блаватская провозглашала магию наукой и искусством; заявляла, что разные расы по-разному одарены духовно (попытка найти и утвердить радикальное, природное, различие рас в нефизических качествах была в то время часта из-за внутренней потребности оправдать колониализм).

Все знания, что существуют или будут существовать, уже записаны в астрале, и, чтобы достичь этих знаний, нужны не научные исследования, а духовные практики. И всё это основывается… на электричестве и магнетизме.

Книга была не единственным трудом Блаватской. Она писала и другие мистические тексты, в том числе утверждая, что транслирует индийские учения (что опротестовали ещё при её жизни индийские СМИ).

Известна она и тем, что, продвигая свои книги и статьи, устраивала медиумные сеансы, чтобы поразить публику – и эти сеансы тоже дождались своего разоблачения. Но ни одно из разоблачений не коснулось её возможной и, быть может, главной тайны.

Жизнь в мужском образе

Интересно, что в её путешествиях исследователи сосредотачиваются на фактах посещения или непосещения разного рода уголков планеты (в конечном итоге, уже став богатой, Блаватская в любом случае посетила всё, что хотела).

И почти упускают из внимания интересный аспект: возможную гендерную ненормативность Елены, как очень важную составляющую её жизни. Но в наше время можно задуматься: быть может, среди тайн Блаватской не только точные маршруты её похождений?

Известно, что Блаватская была девственницей – после как минимум двух или, возможно, даже трёх замужеств (одно она оспаривала). Она не вступала в плотскую связь с мужчинами, принципиально.

Известно, что она путешествовала с другой женщиной, переодеваясь в юношу безо всякой серьёзной причины – потому, что находила пикантным выдавать себя за любовника этой женщины.

Исследователи уверены, что она участвовала в мужской одежде и, вероятно, под мужским именем в гарибальдийском восстании, притом была ранена в бою.

Путешествовать и просто гулять верхом она предпочитала также по-мужски, что неминуемо требовало мужского костюма.

В наше время биологическая женщина, которая представляется как мужчина или, тем более, предпочитает мужской стиль внешности, не обязательно интересуется другими женщинами – в девятнадцатом веке же сопутствующая тяга к женщинам была почти что правилом, и исключения – связанные, в основном, с попыткой строить «мужскую» карьеру – известны чуть не поимённо.

Блаватская большую часть жизни провела под женскими именами, но количество эпизодов, связанных с её переодеваниями, наводит на мысль, что эта энергичная, авантюрно настроенная женщина была ещё и любительницей других женщин.

Хотя… Кто теперь скажет точно? Некоторые тайны не под силу открыть никогда. Разве что какому-то медиуму удастся разговорить дух Блаватской.

Оцените статью
Разоблачённая Елена: как Блаватская создала целый мир и какие тайны она хранила
— Как ты попала в мою квартиру, ты же уехала в командировку — Спросила Лена у сестры