Реальные прототипы Труса, Балбеса и Бывалого — мифы, легенды и рассказ самого Гайдая

Знаменитое трио комических героев в исполнении замечательных артистов Вицина, Никулина и Моргунова навсегда вошло в истории отечественного кино. Сумасшедшую популярность в СССР они разделили вместе с фильмами Леонида Гайдая, и можно с уверенностью сказать, что в Советском Союзе не было ни одного человека, который бы не знал этих актёров и их образы.

Сегодня существует несколько мифов о том, как родилось это трио и откуда списаны образы его участников. Ведь точно известно, что сами кинообразы появились раньше, чем для них нашли исполнителей. Самая распространённая версия, которая появилась в начале 90-х и активно обсуждается и сегодня, это копирование Гайдаем знаменитого трио американских актёров братьев Маркс. Три брата в середине тридцатых годов приобрели в США суперпопулярность в образе трёх комических антигероев. Это Чико, Харпо и Граучо.

Своими типажами они сильно напоминают Труса, Балбеса и Бывалого, а также еще и тем, что их игра в основном построена не на диалогах, а на эксцентричных репризах, эмоциональной мимике и на очень простом и незамысловатом юморе.

Чико – дурашливый простофиля, Харпо – мелкий хулиган, не блещущий сообразительностью и Граучо – хитроватый жулик, который ловко манипулирует своими товарищами, но вследствие недалёкого ума всё время попадает в глупые ситуации.

Трио родилось из квартета, в который ранее входил еще и четвёртый брат в образе «рокового красавчика» под именем Зиппо. Но очень скоро он отвалился, так как этот образ не очень вписывался в эксцентричные сюжеты остальных персонажей. С 1935 до 1959 год трио братьев Маркс сыграло в десяти крупных проектах, среди которых был трёхсот серийный телесериал.

В 1961 году в возрасте 74-и лет скончался Леонард Маркс (Чико), и трио прекратило своё существование. Сегодня историки кино ставят этих актёров на одну ступень с такими комиками мирового экрана, как Чарли Чаплин, Макс Линдер и Бастер Китон.

В пользу версии, что наше трио скопировано с американского, говорит и то, что Иван Пырьев, который курировал первые режиссёрские работы Леонида Гайдая, был большим поклонником именно братьев Маркс, и в своей личной коллекции киноплёнок имел несколько комедии с этими артистами.

По еще одной версии, троица Гайдая скопировано с другого американского трио, долгие годы известного в США как «Три балбеса» (The Three Stooges). Эксцентричное комическое трио не сходило с экранов полувека, начав еще в немом кино в 1922 году, и закончив в телесериалах конца семидесятых.

Пик популярности этого трио пришелся как раз на то время (начало 60-х), когда Гайдай задумал создать подобное трио в советском кино. Поэтому то, что он точно знал о существовании «Трёх балбесов» и даже имел возможность посмотреть на киностудии несколько кинопленок с их участием, сомнений не вызывает.

Косвенно, это подтверждается и тем, что некоторые комические трюки во время погони в фильме «Пёс Барбос и необычный кросс» повторяют аналогичные сцены из американских фильмов про балбесов.

Что интересно, в Голливуде лет десять назад попытались возродить это трио с молодыми актёрами. С относительным успехом прошло несколько фильмов, но о былой популярности даже близко речи не было.

Существует еще одна вполне правдоподобная версия, что Трус, Балбес и Бывалый скопированы с героев американского фильма «Песня мошенника», который вышел на экраны в 1930 году.

Тем более что в этом фильме, как и в «Кавказской пленнице», сюжет происходит тоже на российском Кавказе и тоже связан с похищением невесты. Но если учесть, что американские актёры (Лоуренс Тиббетт, Стэн Лорел и Оливер Харди) сыграли в таком составе лишь в одной этой картине и больше никогда не играли в подобных образах вместе, то вряд ли бы Гайдай перенял эти образы еще задолго до своей «Кавказской пленницы» для фильмов «Пёс Барбос» и «Самогонщики».

Поэтому если уж что-то Гайдай и подглядел в этом фильме для своей «Кавказской пленницы», то лишь внешние атрибуты героев и, возможно, сам сюжет или его часть. Но и это сомнительно.

Подводя итог, можно сказать, что наши Трус, Балбес и Бывалый всё же больше всего похожи на братьев Маркс, где использовались схожие типажи, а юмор строился на совмещении трёх разных характеров киногероев.

Но если уже обсуждать прототипов этих персонажей, то следует вспомнить рассказ самого Гайдая в одном из выпусков «Кинопанорамы», вышедшего на экраны в конце восьмидесятых годов.

По его словам, трио родилось случайно, когда он взялся снимать комедийную короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс».

Фильм имел пропагандистский характер и был заказан руководством в связи с начавшейся в стране борьбе с браконьерами. Дело в том, что в конце пятидесятых, когда экономика страны после войны была более-менее восстановлена, наше правительство решило навести порядок в сфере любительской охоты и рыболовства. По всей стране были организованы заповедники и охотничьи хозяйства.

Появились законы, регламентирующие охоту, охотничье оружие и работу общественных организаций рыболовов и охотников. Советские люди привыкали к этим законам с большим трудом! Потому что до этого можно было с ружьём и без всяких документов идти в любой лес и отстреливать любую дичь. Тоже самое касалось и рыбалки, когда все ловили рыбу в любое время, в любых местах и любыми сподручными средствами (сети, динамит, трофейные гранаты и т.д. и т.п.).

После введения уголовной ответственности за браконьерство народ уже был вынужден привыкать к новым порядкам, и руководство решило укрепить первые успехи еще и через кино и прессу. В газетах печатались обличающие фельетоны, а в кино снимались сатирические комедии, подобные фильму «Пёс Барбос и необычный кросс».

Сценарий к этому фильму был написан самим Гайдаем по газетному фельетону, в котором главными персонажами (события происходили на Украине) были три друга – два Николы и Гаврила. Главным среди них был Гаврила, а два Николы были ребятами попроще. Один трусливый, но очень жадный, и поэтому, превозмогая свой страх, он всё-таки шёл на сомнительные приключения, которые предполагали барыш. А другой Никола был придурковатым простаком, который участвовал во всём этом ради забавы и веселья.

По рассказу Леонида Иовича, вначале актёров собрали в таком составе лишь только для одного этого фильма. Поэтому их сценарные образы были списаны с тех реальных браконьеров, о которых было написано в газете.

Но успех у короткометражки был ошеломительным (фильм даже номинировался на «Золотую ветвь» в Каннах!), и Гайдай понял, что это трио можно и нужно обыгрывать в самых разных сюжетах.

В следующих фильмах эти образы он слегка подработал под особенности конкретных артистов (Вицин, Никулин, Моргунов), но принципиально в их характерах (Трус, Балбес и Бывалый), он ничего менять не стал.

Я сам смотрел эту передачу с рассказом Гайдая, поэтому могу с уверенностью сказать, что режиссёр был предельно откровенным, и лично я считаю, что всё так и было: кинообразы Труса, Балбеса и Бывалого были списаны с трёх конкретных украинских браконьеров из далёких пятидесятых годов.

Источник

Оцените статью
Реальные прототипы Труса, Балбеса и Бывалого — мифы, легенды и рассказ самого Гайдая
Как француженка отправилась в Сибирь и разделила горести ссылки с мужем-декабристом: Полин Гебль и Иван Анненков