Режиссёр Абрам Роом начал снимать кино в двадцатые, когда советский кинематограф лишь зарождался.
В финале жизни Роом обратился к русской классике и создал трилогию, посвящённую «музыке, величию женщины, красоте человеческого труда».
Открыла трилогия трагическая история любви «Гранатовый браслет» (1964), а последней стала лента «Преждевременный человек» (1971).
Возможно, изначально Роом видел вершиной карьеры не трилогию, а собрание из пяти экранизаций произведений отечественных классиков.
В 1966 году он уже подготовился к съёмках «Солнечного удара» по одноимённому рассказу Ивана Бунина, но проект отложился. А позже планировал перенести на экран горьковскую пьесу «Враги» и даже написал сценарий.
Но в итоге получилась именно трилогия, законченная и рассказывающая зрителям и внутреннем мире и убеждениях режиссёра через прекрасные образцы литературы (а «Врагов» чуть позже поставил Родион Нахапетов).
Сценарий для фильма «Преждевременный человек» Абрам Роом тоже написал сам. Это было смело, ведь
пьеса Максима Горького «Яков Богомолов», по которой и снята лента, была незаконченной. Горький отложил работу над ней, но не успел завершить. Спустя годы доработать «Якова Богомолова» предложили Алексею Толстому, но он отказался.
Но после войны пьеса всё-таки дошла до театра, её поставили в Театре Советской Армии, где она шла весьма успешно. Тем не менее, финал всё-таки был открыт, так что Роом взял на себя ответственность дописать его.
Отправной точкой для окончания стало сибирское поверье о роковом сороковом медведе и «последней бабе», которое излагает дядя Жан, один из героев пьесы. Именно оно помогло режиссёру придумать, чем окончится его фильм.
На главные роли Абрам Роом, которому к слову, было уже 77 лет, выбирал актёров придирчиво, стараясь найти внутреннее соответствие между персонажем и исполнителем, при этом на площадке работали и опытные артисты, и начинающие. Роль Якова получил Игорь Кваша, уже не раз снявшийся в кино, а роль Букеева, безответно влюблённого в супругу Якова, отдали Александру Калягину, для которого это было всего лишь второе появление на экране.
Двуличного сводника дядюшку Жана сыграл Борис Иванов, звезда московской сцены, имевший и серьёзную фильмографию, в образе хлюста-соблазнителя Ладыгина предстал Валентин Смирнитский, а слугу Наума, склонного к англомании, изобразил Анатолий Адоскин. Кстати,
изначально роль слуги была совсем маленькая, но Анатолий так замечательно вжился в образ, что Роом роль Наума расширил.
Особое внимание режиссёр уделил подбору актрис. На роль красавицы Ольги, жены Богомолова, вокруг которой вьются мужчины, было несколько претенденток, но Роом отдал предпочтение Анастасии Вертинской.
Нину Аркадьевну сыграла Нина Шацкая, актриса Театра на Таганке, а роль юной и доверчивой Веры получила Наталья Варлей. Однако незадолго до съёмок Наталья отказалась от работу, поскольку выяснилось, что она ждёт ребёнка. Но она же предложила режиссёру замену — свою младшую сестру Ирину. Ирина в 1969 году очень успешно дебютировала в кино, хоть и не имела образования, критики похвалили её темперамент и отметили интересную изящную внешность. 18-летняя Ирина Варлей понравилась и Роому, так что он её в фильм взял (и потом эту роль девушки тоже оценят высоко).
После «Преждевременного человека» Ирину Варлей назовут яркой перспективной актрисой с большим будущим и будут активно приглашать сниматься, но она появится перед камерой только ещё один раз
и потом навсегда расстанется с кино.
На съёмки группа отправилась в Крым, большую часть сцен сняли в районе Коктебеля. Абрам Роом отличался от многих коллег особым даром видеть красоту в мелочах и в, казалось бы, вещах незначительных, поэтому визуальная часть его лент — это всегда что-то непередаваемо красивое. Так получилось и в «Преждевременном человеке»:
картину можно смотреть даже без звука, просто наслаждаясь кадрами и буквально ощущая воздух, льющийся с экрана ежеминутно, будь то прогулка героев на лодке или дружеский ужин на террасе.
«Преждевременный человек» вышел неторопливым, полным драмы, но одновременно и любви.
Для режиссёра он стал прощанием со зрителем, возможностью сказать главное и своего рода напутствием.
Спустя несколько лет Абрам Роом ушёл из жизни.
Помните, как в одном из эпизодов дядя Жан, любитель интриг и занятных историй, говорит: «Красивая женщина либо распутна, либо глупа». Кажется, это слишком дерзкое заявление, а по нынешним толерантным временам так и вовсе неприличное. А вы как думаете?