Редкое интервью Олега Басилашвили — о кино, Фрейндлих и внуках: «Из Аугуста Диля вышел прекрасный Воланд, но я сыграл вернее»

«Мне нагадали, что я проживу дольше 90 лет. И я этой гадалке верю!» — народный артист СССР и лауреат Государственной премии Олег Басилашвили на оптимистичной ноте встречает 26 сентября свой юбилей. К торжественной дате SPB.KP.RU поговорил с живой легендой о новой экранизации «Мастера и Маргариты», востребованности пожилых артистов на сцене и талантливых внуках.

«НОВЫЙ ВОЛАНД ПРЕКРАСНЫЙ, НО НЕ СОВСЕМ ВЕРНЫЙ»

— Олег Валерианович, в кинотеатрах отгремела новая экранизация «Мастера и Маргариты», собравшая 1 млрд рублей. Вы посмотрели картину?

— Да, я ее видел. Вы знаете, ее снял талантливый режиссер. В картине хорошие актеры. Немецкий актер Диль, играющий Воланда, тоже замечательный артист. С выразительным лицом! Сам по себе фильм — это, скорее, не экранизация книги, а мысли режиссера по поводу того, что он почувствовал во время чтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова.

— Некоторые считают это комиксом, яркой иллюстрацией романа…

— Нет, иллюстрацию романа или попытку проникнуть в ткань этого произведения все-таки сделал Владимир Владимирович Бортко, а новый фильм это не иллюстрация. В эту картину внесено новое — то, чего не было в романе Булгакова и не могло быть. К «Мастеру и Маргарите» это имеет косвенное отношение, но это имеет право на существование. Почему нет?

— Диль после этой роли стал этаким любимчиком девочек.

— Не знаю, чей он любимчик, но он просто хороший актер. Прекрасно делает то, что задумывал режиссер. Я не сравниваю наши актерские способности, Диля и мои, но мне кажется, что он играет не совсем то, что задумывал Булгаков. Мне кажется, я сыграл Воланда вернее.

Подчеркну, не лучше, а вернее, потому что появление того же Воланда на Патриарших прудах — это явление странного человека. То ли немца, то ли англичанина, то ли испанца — непонятно, кого. Вроде бы сначала говорит без акцента, а потом с ним. И только к концу читатель осознает, что столкнулся с кем-то очень непонятным. Диль же сразу показывает своего персонажа коварным, с темной душой. Мне кажется, это не совсем верно.

— Для вас Воланд — дьявол?

— В моем понимании это существо, которое жило несколько тысяч лет. Часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И что сделал Воланд? Смотрите, он перепугал все население страны. Дал понять, что есть сила значительно выше и сильнее, чем НКВД, партия и так далее. Отвратительного стукача барона Майгеля отправил на тот свет.

Бездарному поэту Бездомному помог стать профессором философии, а Мастеру и Маргарите дал покой. Сделал только благие дела. Так что дьяволом его считать трудно. Он некое существо, присутствовавшее при разговоре Пилата с Христом, которое родилось и жило еще задолго до этой встречи.

ДИПФЕЙКИ В КИНО — ЭТО ЦИРК

— Вы упомянули Владимира Бортко. Недавно 78-летний режиссер сетовал, что его сценарии отвергают, не зовут снимать новые фильмы. Сейчас нет востребованности артистов советской школы в кино?

— На мой взгляд, наиболее талантливые и запоминающиеся образы в советском и российском кино созданы теми артистами, которые имеют возможность перевоплотиться в своих персонажей. Не притвориться персонажами, а стать ими. В качестве примера могу назвать Луспекаева, Смоктуновского и ряд других артистов.

Это люди, ставшие персонажами автора. Сейчас, мне кажется, нет заказов на подобные действия. Да и нет времени на то, чтобы выращивать в себе эту роль. Я смотрю некоторые сериалы. Кое-что мне нравится, кое-что нет, но ярких запоминающихся и острых актерских и режиссерских работ я не вижу. Вижу честное, исповедальное и органическое существование артистов, снятое на «цифру».

— К слову, о «цифре». Константин Эрнст планирует снять фильм, где лица современных актеров заменят лицами Высоцкого, Даля и Леонова с помощью технологии дипфейка. Вы бы как отнеслись к такому проекту?

— Отрицательно. Зачем устраивать этот цирк? Это некрасиво, мне кажется. Вышеназванных замечательных актеров уже нет с нами, и нечего эксплуатировать их образы. Ребята, лучше возьмите и сами сыграйте так же, как они, или даже лучше, вот тогда мы посмеемся и поаплодируем вам.

— Вы говорили, что пересматриваете киноклассику с собой, анализируете свою игру. Как думаете, какая ваша главная роль и почему?

— Для меня все роли одинаковые. И удачные, и нет. Я смотрю старые фильмы с одной целью — понять, что я хорошо сделал к тому времени. И размышляю, что сегодня, может быть, сделал бы острее и ярче или, наоборот, помягче.

— А есть ли какой-то герой, который похож на вас, ближе вам?

— Роли — как дети: я в каждую из них вложил часть своей души. Может, это громко звучит, тогда извините меня за высокопарный стиль. Все роли мне близки: и положительные, и отрицательные, и провальные.

«ИГРАТЬ НАДО ЛЕГЧЕ И ВЕСЕЛЕЕ»

— Вы 65 лет на сцене БДТ и по-прежнему блестяще играете в спектакле. Какой ценой это дается? Что вам помогает выходить на сцену?

— Ну как, просто выхожу на сцену и играю спектакль. Мне очень помогает в этом отношении Алиса Бруновна Фрейндлих, которой я очень благодарен за наше многолетнее сотрудничество. Мы много лет играем бок о бок, и я получаю истинное наслаждение, будучи ее партнером. Спасибо и другим моим товарищам по спектаклю. Я всех их люблю. И, конечно, сильнее всего меня поддерживает моя семья и жена Галина Евгеньевна Мшанская.

— У вас что-то осталось от ремесла Георгия Товстоногова?

— Я начал работать в БДТ с 1959 года. Все самые яркие годы я проработал вместе с Георгием Александровичем. Если бы не он, я не знаю, кем бы я был. Иным человеком. Все, кто работал с ним, несут в себе частицы его энтузиазма и подлинного отношения к театральному делу. Удается нам это или нет – это судить зрителю. Но мы пытаемся не опускать той планки требований, которую завещал нам Георгий Александрович.

— А молодые актеры театра, переняли ли они опыт Товстоногова?

— Не могу быть Заратустрой и говорить про разные эпохи. Сейчас, конечно, наступает новое время. Новое отношение к театру. Театр, наверное, должен искать иные пути к зрительским сердцам. Я не знаю этого. Сейчас время поисков.

И кое-что из этих поисков производит на меня впечатление. Что касается молодежи, мне кажется, надо быть верным тем принципам, которые заложили в нашу актерскую работу Щепкин, Островский и многие-многие режиссеры и актеры, которые были до нас. «Легче, проще, выше, веселее!», — как сказал Станиславский. Потому что даже если ты играешь трагическую роль, все равно это веселое занятие и надо к нему относиться с легкостью.

«В 20 ЛЕТ Я БЫЛ БЕЗ УМА»

— Кем бы вы могли быть, если бы не стали актером? Математиком, как хотел ваш отец?

— Когда я учился в десятом классе, пришла пора сдавать экзамены. Если бы я получил двойку — мне не выдали бы диплом и меня не приняли бы в студию художественного театра. Так вот, я пришел на экзамен по математике.

У нас был очень хороший педагог Николай Михайлович. Он дал нам простенькую задачу, которая сводилась к знанию некой формулы, а я даже не знал о ее существовании, хотя ее придумал какой-то гениальный математик. И вот все ученики сдали работы и ушли, а я на трех досках пишу эту самую задачу… И вдруг решил ее.

Признался учителю, что не знал никакую формулу. Он внимательно прочел мое решение и сказал: «Слушай, ты же гениальный математик. Ты вывел эту формулу сам. Тебе надо идти в Бауманку!» Так что, возможно, я действительно был бы великим математиком (смеется).

— Вы живете в Репино, за городом. Есть ли у вас любимые места там и часто ли бываете в Петербурге?

— В Петербурге бываю очень часто. Ночую то тут, то там. А что касается Репино, это хорошее место. Только море загрязнилось в последнее время. Цветет зеленым цветом. По-моему, купаться там невозможно. Потому что жарко?

Может быть, но на Черном или Средиземном море я такого не вижу. Мне очень дороги остатки дореволюционных дач, которые уже почти все снесены. Они напоминают о том времени, когда здесь жили Горький, Маяковский, Чуковский, Мережковский, Репин, Андреев. Великие литераторы, писатели, артисты.

— Получается видеться с внуками, Мариникой и Тимофеем, и что вас впечатляет в них?

— Меня впечатляет в них то, что они блестяще разбираются в том, в чем я абсолютно ничего не смыслю. Вот, например, я с вами разговариваю по этому плоскому стеклянному телефону. Там надо что-то трогать, чтобы соединиться с вами.

Но я этой техникой совершенно не владею. А они совершенно точно знают, куда ткнуть, как перейти с сайта на сайт. Это меня поражает. А еще они очень хорошие ребята. Очень добрые. Главная их задача, как мне кажется, в будущей жизни – делать так, чтобы вокруг них было весело, чтобы людям было приятно. И чтобы они помогали окружающим.

— Вам исполнилось 90 лет. С высоты вашего опыта, какой совет вы дали бы себе 20-летнему?

— 20-летнему себе я пожелал бы внимательнее относиться к своим родителям, потому что Пушкин недаром сказал: «Сижу ль меж юношей безумных…» Безумных — это значит без ума. Люди о многом не думают. Таким был и я, как и большинство 20-летних.

Потом, когда никого из близких не остается на свете, горько сожалеешь о том, что их нет и как мало ты им отдал из того, что они тебе давали. Вот это самое главное. И я хотел бы пожелать этому юноше Олегу Басилашвили быть внимательнее, ласковее, добрее к бабушке, папе, маме.

Редакция «Комсомольской правды в Петербурге» благодарит Олега Басилашвили и его семью за возможность проведения интервью и желает крепкого здоровья, переполненного зала на спектаклях, спокойных дней на пенсии и новых впечатлений от мира театра и киноискусства.

Оцените статью
Редкое интервью Олега Басилашвили — о кино, Фрейндлих и внуках: «Из Аугуста Диля вышел прекрасный Воланд, но я сыграл вернее»
«Связь становилась всё сильнее»: Энрике Иглесиас впервые поделился, чем привлекла его Анна Курникова на первой встрече