Резонансное преступление, из которого сделали культовый советский детектив

«В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят», — эта пафосная фраза министра культуры Екатерины Фурцевой стала своего рода анти-прогнозом, ведь всего лишь через несколько недель

в СССР ограбили Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Исчезло драгоценное полотно голландского художника Франца Хальса «Святой Лука»,

но об этом не писали в газетах и не рассказывали по радио. Решено было не доводить информацию до широкой общественности, но позже люди всё-таки узнали о похищении.

Правда, в иносказательной форме: в 1970 году, спустя пять лет после ЧП, вышел фильм «Возвращение „Святого Луки“», в котором милиционеры искали эту картину.

Сценарий написали Владимир Кузнецов и Борис Шустров. Оба автора лишь пробовали себя в детективном жанре, да и с подробностями преступления были знакомы слабо.

В помощь им выделили полковника Сергея Дерковского. Дерковский был руководителем оперативно-разыскной группы, расследовавшей кражу. Он предоставил сценаристам кое-какие подробности и консультировал их, когда они писали сценарий.

Во многом полковник Зорин, главный герой фильма, был списан как раз с Сергея Дерковского.

Кстати, в картине «Возвращение „Святого Луки“» есть эпизод, когда Зорин размышляет, почему именно Хальса украли из музея, ведь рядом висели и куда более ценные полотна.

Этот эпизод был полностью взят из реальности: Дерковский во время расследования тоже неоднократно об этом размышлял и в итоге понял, что украдена, чтобы перепродать её на запад, где были рьяные ценители голландской живописи.

Сценарий получился, конечно же, намного более кинематографичным и интригующим, чем реальность.

Так, музей на экране грабит опытный вор, его поддерживает компания сообщников, а на самом деле вынес полотно сотрудник музея, реставратор, который недавно туда устроился.

В фильме появляется и активный покупатель-иностранец, давно знакомый с продавцом антиквариата, который и хочет приобрести картину. В жизни вор долго не мог сбыть «Святого Луку», поскольку выхода на покупателей у него не было.

Поручили работу над фильмом Анатолию Бобровскому, режиссёру, у которого в активе было уже несколько добротных лент. Бобровский в роли полковника Зорина сразу увидел Всеволода Санаева.

Актёр приглянулся режиссёру после роли в фильме «Это случилось в милиции» (1963), где Санаев тоже сыграл милиционера. Бобровский давно хотел посотрудничать с Санаевым и теперь возможность предоставилась.

В роли вора Михаила Карабанова по кличке «Граф», по мнению режиссёра, должен был появиться Георгий Жжёнов.

Худсовет, однако, кандидатуру отклонил, заявив, что у Жжёнова амплуа всё-таки героя положительного, а здесь персонаж — хитроумный вор-рецидивист.

Бобровскому посоветовали присмотреться к более молодым и менее известным претендентам. Выбор пал на начинающего артиста Владислава Дворжецкого.

Для самого Дворжецкого предложение сняться в большой серьёзной роли стало неожиданностью.

Коллеги вспомнили, что Дворжецкий много и тщательно репетировал, всегда был готов к съёмкам, но при этом очень в себе сомневался и стеснялся.

Для Владислава Дворжецкого «Возвращение „Святого Луки“» стало дебютом в кино, и крайне успешным дебютом. Буквально сразу вышел и «Бег» (1970), но это случилось на месяц позже. Кстати,

позже Владиславу Дворжецкому, дебютировавшему в образе вора и обладавшего своеобразными чертами лица, частенько предлагали отрицательные роли, но все, кто был с ним знаком, уверяли, что за демонической внешностью актёра скрывается обаятельный и скромный человек, даже в мыслях не способный на подлость.

Любопытно, что когда подготовленный фильм показали на худсовете, чиновники отметили, что Граф-Карабанов, сыгранный Дворжецким, недостаточно отталкивающий и местами даже вызывает симпатию.

Это было недопустимо, так что Бобровского обязали доснять дополнительные эпизоды, где герой был бы действительно аморальным, неприятным и жестоким.

Организатором преступления, продавцом антиквариата Лоскутовым, предполагалось сделать Иннокентия Смоктуновского. Но тот отказался, так что роль ушла Олегу Басилашвили.

Кроме того, в фильме снялись сразу три выпускника одного курса ВГИКа: Екатерина Васильева, Наталья Рычагова и Валерий Рыжаков.

Еще когда писался сценарий,

Музей имени Пушкина обратился в Министерство культуры с просьбой не упоминать его, чтобы не портить репутацию. Ведомство пошло навстречу, так что на экране грабят просто некий музей.

Снимать в своих залах Пушкинский тоже не позволил, но уже из практических соображений: старинные полотна не выдержали постоянного света софитов и перегрева.

Поэтому в павильоне «Мосфильма» выстроили обширные декорации музейных залов, где и снимали фильм.

Чуть позже там снимут ещё одну историю о краже картины, но уже юмористическую: именно из этих декораций вынесут полотно Рембрандта старики-разбойники из комедии Рязанова.

Кадр из фильма. Валерий Беляков в роли художника, который в ильме написал копию картины

Подлинного «Святого Луку» киношникам тоже не дали, роль полотна 17 века «сыграла» копия, написанная художником-реставратором Олегом Соколовым, сотрудником Одесского музея западного и восточного искусства.

Детектив «Возвращение „Святого Луки“» вышел в канун нового 1971 года. Картина моментально стала хитом, в первый год её посмотрело почти 22 миллиона зрителей, и с этим показателем она вошла в тридцатку самых успешных картин года.

Да и сейчас «Возвращение „Святого Луки“» входит в число самых любимых советских фильмов и давно уже признан классикой отечественного кинодетектива.

А тогда, в семидесятые, на фоне популярности ленты, решено было продолжить повествование о приключениях полковника Зорина и через три года появилась вторая история — «Чёрный принц», а ещё через пять лет — и «Версия полковника Зорина», завершившая трилогию.

Оцените статью
Резонансное преступление, из которого сделали культовый советский детектив
Режиссеры его недолюбливали, а руководство «Мосфильма» отстранило от кино. «Неудобный» актер Олег Борисов