«Счастливо оставаться» (1987) — советский фильм о закулисье спорта

Честно говоря, до сих пор не понимаю, как начинающему кинорежиссеру вообще позволили снять этот фильм.

Мало того, что создатели ленты показали советских девушек в весьма неприглядном виде, готовых на любые низости ради личной выгоды. Так еще посмели обвинить советских спортсменов и спортивных функционеров в совершенно отвратительных проступках.

Но обо всем по порядку.

1987-й год, самое начало Перестройки. Одно из главных слов в Советском Союзе – гласность. Правительство и партия разрешают публичное обсуждение накопившихся в советском обществе социальных и экономических проблем. В том числе и в кино.

Советские зрители, прежде всего молодежь, штурмуют кинотеатры ради таких фильмов как «Курьер» (1986), «Плюмбум, или Опасная игра» (1987), «Асса» (1987), «Забавы молодых» (1987). Вместо созидательного труда и жертвования собой ради великой цели, молодые герои нового кинематографа живут исключительно для себя, ради своих эгоистичных, подчас совсем низменных целей.

Среди первых перестроечных фильмов незаметно прошла и сразу забылась короткометражная лента «Счастливо оставаться!» (1987). Сегодня 30-минутную картину можно легко найти и посмотреть в интернете.

Фильм рассказывает о женской молодежной сборной по фехтованию, готовящейся к международным соревнованиям в Будапеште. Главная героиня – Маша Киреева – только что пришла в команду, другие девушки там уже достаточно давно.

Роль Маши исполнила молодая красавица-актриса Надежда Смирнова, супруга режиссера ленты Сергея Белошникова. Её печальной судьбе и скоропостижной кончине в 33 года посвящена одна из самых читаемых статей на моем канале. Ссылка в конце данного поста.

Отношения между спортсменками, которые конкурируют между собой за место в сборной, вполне сносные. Не то чтобы, они близко дружили, но и особо не конфликтуют.

Случайно Маша становится свидетельницей, как их любимый и уважаемый тренер, пристает к ее подруге по команде Коровкиной, носящей прозвище «Му-Му». А потом узнает от несчастной девушки, что данный случай далеко не первый.

Маша ведет Му-Му к руководителю сборной команды и требует наказать тренера, не дающего прохода несовершеннолетней девушке. Главный обещает разобраться…

Выносить сор из избы начальник, конечно же, не хочет. Ведь скандал ударит, прежде всего, по нему. Не доглядел, вовремя не предотвратил! А потому он требует от тренера решить проблему по-тихому.

Виновник решает повлиять на Машу и Му-Му с помощью их подруг по сборной. Оказывается, что как минимум некоторые спортсменки, уже поддались на приставания тренера, и совсем об этом не сожалеют.

Потому что теперь девушки могут ездить на соревнования за рубеж, покупать красивые шмотки и наслаждаться жизнью. Спорт для них – это не служение Родине, а способ личного обогащения.

Когда тренер прямо объясняет участницам сборной, что из-за непримиримой позиции Маши его снимут, команду расформируют, и никто не поедет в Будапешт, вчерашние подруги избивают главную героиню, требуя не подавать заявление. И даже Му-Му, из-за которой все и началось, выступает против Маши.

Концовка фильма вообще за гранью для тогдашнего кино. Вместо того, чтобы героически биться до конца за правоту своих убеждений, главная героиня не просто сдается, а принимает установленные правила. И хотя прямо не говорится, но зрителю дают понять, что Маша тоже пошла по стопам своих продажных подруг.

Впервые в истории отечественного кинематографа была поднята тема харрасмента. Домогательства мужчин, наделенных властью, к своим подчиненным, к зависимым от них женщинам, наверное, были и будут во все времена и во всех цивилизациях.

И Советский Союз тут не был исключением. Другое дело, что данная тема полностью табуирована в нашей стране. И тогда, и сейчас.

Лишь немногие советские спортсменки приоткрыли завесу тайн о нравах, царивших в советском спорте. Прославленная советская лыжница и биатлониста Анфиса Резцова, без указаний фамилий, поведала о массовых случаях приставания тренеров к своими подопечными.

Более откровенной была знаменитая советская гимнастка Ольга Корбут, прямо обвинившая в искалеченном детстве своего личного тренера, сделавшего ее четырехкратной олимпийской чемпионкой.

Также известен скандал в фигурном катании в первой половине 80-х, когда заслуженного тренера отстранили от работы за «аморальное поведение» после того, как спортсменки нажаловались на него прямо в ЦК КПСС.

Почему-то мне кажется, что и в современном российском спорте ситуация ничуть не лучше.

Оцените статью
«Счастливо оставаться» (1987) — советский фильм о закулисье спорта
Тату на дряблом теле. 68-летняя Хакамада опубликовала снимки в купальнике