Это сейчас многосерийные художественные фильмы называют сериалами. А в советское время они были просто фильмами, состоящими из нескольких серий.
В СССР снимали много сериалов (пусть так называются). Среди них — исторические, детективные, производственные и так далее. Есть и детские.
Чаще всего это были телесериалы от 3 до 15 серий. Телезрители, которые жили в то время помнят, как перед началом серий диктор по традиции зачитывал краткое содержание предыдущих серий телефильма. Это можно увидеть в фильме «Родня» Никиты Михалкова. Я писала об этом статью.
Помните эпизод в ресторане, когда персонал на кухне следит за действием фильма по телевизору. В кадре диктор напоминает содержание предыдущий серий.
Как и сейчас в СССР были и сериальные сезоны. Только тогда они назывались фильмы-циклы. Это, к примеру, фильмы по романам Рыбакова, трилогия о резиденте и другие.
Самым длинным советским сериалом принято считать «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова.
Фильм демонстрировался в несколько этапов — с 1973 по 1983 год. В нём — 19 серий. В новой версии — 27.
Хотя вот у «Кабачка «13 стульев» 133 серии. Хотя это скорее телепередача.
Одним из самых длинных являются и «Следствие ведут знатоки«. Он состоит из 23 серий, снятых разными режиссёрами с 1971 по 2002 год.
Кстати, такая практика применяется и сегодня. Сериальные сезоны снимают тоже разные режиссёры.
Ниже привожу список многосерийных фильмов периода СССР, которые пересматриваю с удовольствием.
«Два капитана» 1976 год. 6 серий
Евгений Карелов блистательно экранизировал гениальный роман Вениамина Каверина.
Однажды этот роман, а затем и фильм завладели мной навсегда. Поразительная история о том, как случайно нашедшаяся сумка с письмами повлияла на жизнь простого мальчика, ставшего отважным капитаном и настоящим мужчиной. Любовь, которую пронесли сквозь годы главные герои. Предательство — дробящее человеческую душу на крошки. За ними человек уже не виден. Так, жалкая букашка.
Всё это великолепно показали актёры фильма. Потому и пересматривать интересно.
«Место встречи изменить нельзя», 1979 год. 5 серий
По мне, это один из лучших детективных советских сериалов. А Дуэт Высоцкий — Конкин — один из лучших дуэтов советского кино. Вечное противостояние этических ценностей с помощью образов Жеглова и Шарапова — одно из самых ценных в этой истории.
Добротный материал братьев Вайнеров, блестящая работа режиссёра, талант актеров заставляют вновь и вновь возвращаться к этому фильму, смакуя отдельные детали и фразы героев и наслаждаясь игрой Высоцкого, Конкина, Джигарханяна и многих других мастеров киноэкрана.
Недаром когда состоялась премьера, люди спешили к своим телевизорам, чтобы посмотреть очередную серию.
Еще два сериала — экранизации произведений братьев Вайнеров люблю.
Это «Гонки по вертикали» 1983 года (3 серии) и «Виз́ит к Минотавру» 1985 года (5 серий).
Прекрасные детективные сериалы. Когда смотрю «Визит к минотавру», то у меня всегда наступает ощущение, что главный герой расследует дело, связанное с его прошлой жизнью (воплощением).
«Каникулы Кроша» (1980). 4 серии
Этот фильм — моя слабость. Посмотрев однажды, полюбила его навсегда. Вообще, мне очень нравятся книги, в которых, к примеру, детективная история сдабривается историческими параллелями или познавательными моментами.
Как в «Каникулах Кроша», где главный герой старшеклассник Сергей Крашенинников знакомится с коллекционером нэцкэ. Поэтому из повести Анатолия Рыбакова можно узнать об этом древнем японском искусстве.
Крош к тому же пытается распутать загадки, с которыми сталкивается и находит виновника ужасной трагедии отца своего нового друга.
«Противостояние» 1985 год. 6 серий
Об этом фильме повторно писать не буду.
Повторю только свои слова о том, что Юлиан Семенов — один из лучших отечественных писателей, и экранизации его произведений можно смотреть бесконечно.
Поразил меня тогда, при первом просмотре, созданный актёром Андреем Болтневым преступника Кротова.
«Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»
Обожаю этот фильм за блистательную игру актёров.
Смотрела много раз. Особенно люблю «Собаку Баскервилей». Великолепный тандем Никиты Михалкова и Виталия Соломина. Много ярких образов и юмора.
Нет уж, пусть другие режиссеры. особенно зарубежные, не пытаются претендовать на лучшую экранизацию книги Конан Дойля. Ничего у них не получится!