Киносага, киноэпопея, сериал – так называют «Вечный зов» современные зрители. Но в далеком 1973-м, когда режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков только запускали производство киноленты, это был просто многосерийный телефильм. И мало кто тогда мог предположить, что история братьев Савельевых станет культовой для нескольких поколений зрителей, а фильм – одним из лучших в жанре семейной саги.
О том, как снимали знаменитую 19-серийную ленту, об интересных фактах и событиях 10-летней истории создания фильма, рассказываем в нашей статье.
Сценарий
Известный советский писатель Анатолий Иванов стал автором сценария «Вечного зова». К тому времени первая книга одноименного романа уже вышла в свет, и в 1971 году Иванов получил за нее Государственную премию РСФСР.
Приступая к созданию сценария, писатель понял, что нуждается в помощнике, знающем тонкости кинодраматургии. Вторым сценаристом стал Константин Исаев, участвовавший до этого в съемках «Подвига разведчика», «Неоконченной повести», «Секретной миссии» и других картин.
Чтобы убедительно рассказать историю жизни семьи Савельевых и их односельчан, переживших с 1906 года три войны, революцию, коллективизацию, индустриализацию и сталинские репрессии, сюжет разместили в 12 сериях первой части «Вечного зова».
В 1983 годах сняли вторую часть киноистории, семь серий которой повествуют о тяжелых военных годах и послевоенной жизни героев до 1961 года.
В итоге за 10 лет работы над киноэпопеей авторы создали кинематографический шедевр сравнимый по популярности с «Семнадцатью мгновениями весны» и телесериалом «Место встречи изменить нельзя».
Подготовка к съемкам
Вопрос о выборе операторов не стоял. Петр Емельянов и Владимир Минаев, уже работавшие с режиссерами на протяжении нескольких лет, были готовы начать работу над новым фильмом.
Особенное внимание Краснопольский и Усков уделили выбору артистов. Актерский состав подбирали, как команду космического корабля. Отдавали предпочтение не регалиям и послужному списку, а таланту и личным качествам актеров. В поисках необходимого типажа помощники колесили по всей России.
Владлена Бирюкова (Якова Алейникова), нашли в Новосибирске, Владимира Борисова (Семена Савельева) и Николая Михеева (Демьяна Инютина) привезли из Самары. Петра Вельяминова (Поликарпа Кружилина) режиссеры отыскали в Свердловске.
Места съемок
Все события фильма разворачиваются в сибирской деревушке Михайловка, затерявшейся в глухой тайге. Логично, что местом съемок должна была стать Сибирь. Но режиссеры подошли к выбору съемочной площадки творчески.
Краснопольский и Усков решили, что не станут тащить аппаратуру и людей в такую даль. Выбор пал на Южноуральские горы с их богатой растительностью, наличием небольших речушек и глухих деревень. Башкирское село Дуван, а также город Белорецк стали местами, где прошли основные натурные съемки.
Первые 4 серии снимали в селе Дуван и прилегающих к нему деревеньках, расположенных вдоль реки Юрюзань. В селах Тастуба, Ярославка и около скалы Сабакай, которая в фильме носит название Звенигора.
Для кафтановского дома выбрали 2-этажное здание бывшего правления колхоза «Искра». До революции там жил купец Масленников. Заимка Кафтанова нашлась на Кривом озере в 5 км от Дувана.
Съемки 5-й и последующих серий перенесли в Белорецкий район Башкирии. Бойцы кружилинского партизанского отряда из «каменного мешка» выбирались по отвесной скале горы Малиновая.
Дальнейшие события снимали на окраинах города Белорецка, сохранившего постройки довоенных лет. В кадр вошла старая водонапорная башня, здание вокзала, деревянный мост, где встречались Алейников с Веркой Инютиной. В Белорецком доме культуры размещалась съемочная группа: администрация, костюмеры, гримеры.
Процесс съемок
Съемки сериала начались летом 1973 года. В то время во многих башкирских деревнях были трудности с электричеством. Местные жители часто коротали вечера при свете керосиновых ламп. Керосин был на вес золота. Дороги после летних ливней разносило настолько, что проехать можно было только на тракторе. В этих условиях и работали актеры, привыкшие к городскому комфорту.
Многим приходилось совмещать работу в «Вечном зове» со съемками в других фильмах и театральных постановках. Чтобы добраться до Дувана, артисты прилетали в Уфу, а потом на небольших самолетах Ан-2 – к месту назначения. Бывали случаи, когда билетов не хватало. Чтобы не опоздать к началу съемок, актеры усаживались на грузовые самолеты. Так Тамара Семина (Анфиса) однажды летела в обнимку с козой, а Тамара Дегтярева (Агата) среди коробок с мороженым.
Ада Роговцева (Анна) долго не соглашалась сниматься в картине, так как ее дочери было всего год. Режиссеры упросили актрису, пообещав найти для малышки няню. В итоге помощника не нашли. Девочку по очереди развлекали актеры, не занятые на съёмках.
Особое отношение в группе было к Ефиму Копеляну (Кафтанову). График репетиций и спектаклей ленинградского актера был расписан по минутам. Ради того, чтобы заполучить артиста, Краснопольский и Усков шли на любые жертвы. Бывали случаи, когда специально для Ефима Захаровича заказывали отдельный самолет. Случалось, выкупали спектакли, в которых был занят артист, выплачивая театру деньги, чтобы на месяц «выписать» Копеляна на площадку «Вечного зова».
Чтобы герои на экране выглядели органично, а сцены были убедительны, приходилось делать множество дублей. Так переправу партизанского отряда через каменную реку снимали 18 раз. А Екатерина Жемчужная (цыганка Зорица) сделала не менее 10 дублей, чтобы ее танец во дворе кафтановского дома понравился режиссерам.
В массовки приглашали местных жителей. Чтобы найти мужиков для банды Кафтанова, обратились за помощью к районному руководству. В банду «вступили» уважаемые люди: директора совхозов, председатели и партийные работники.
Иногда приходилось прибегать к помощи дублеров. Так Вадима Спиридонова (Федора), у которого было слабое сердце, в сцене, где он переплывает реку, заменял дублер. Безногий житель села снимался вместо Владимира Михеева (Демьяна Инютина).
Дублер понадобился и для Ефима Копеляна. К великой скорби в 1975 году актера не стало. Он умер от инфаркта. Некоторые сцены с его участием так и не были сняты. Доснимались они с помощью дублера, загримированного под Копеляна и почти всегда со спины.
Музыка в сериале
Музыку для «Вечного зова» написал известный советский композитор Леонид Афанасьев. Более 25 лет он сотрудничал с Краснопольским и Усковым, был их любимым автором, единомышленником.
«Музыкальное хозяйство» 19-серийного телефильма богатое и разноплановое. Каждая серия начинается «мелодией-эмблемой». В первом фильме это тема «родимой земли», которая в 5-ой серии превращается в песню «Земля, родимая земля» на стихи Игоря Шаферана.
В 9 серии впервые звучит песня «Вечный зов» на стихи Владимира Фирсова. Именно эта мелодия является лейтмотивом второй части киноэпопеи.
Еще две прекрасные лирические песни звучат в заключительной 19 серии фильма: «Как прекрасна жизнь» на слова И. Шаферана и «Родина суровая», текст к которой написал В. Фирсов.
Кроме основных песен и мелодий, музыкальные темы есть у всех главных героев. Музыка словно живет вместе с ними, сливается с персонажами картины и становится выражением их души.
Выход на экраны
Двенадцать серий первого фильма были полностью готовы к выходу на экраны спустя 3 года после начала работы. Но 6 последних серий худсовет запретил к показу. Сильное сопротивление вызвал образ Якова Алейникова, а также сцены, касающиеся событий 1937-38 годов. Краснопольский и Усков не согласились «резать» готовый фильм. В результате в 1976 году зрители увидели только 6 первых серий картины. Остальные оказались «на полке».
Два года авторы боролись за свое детище. Анатолий Иванов лично обращался к высшему руководству страны с просьбой разрешить картину к показу. Наконец, в 1978 году советские зрители увидели все серии первого фильма «Вечного зова». А в 1984 году после того, как были отсняты 7 серий второй части, фильм целиком вышел на телеэкраны.
Популярность
Фильм «Вечный зов» даже в урезанном варианте выпуска 1976 года имел оглушительный успех. «Мосфильм» засыпали письмами. Из Сибири приходили посылки с орехами и грибами. К режиссерам обращались с просьбой снять продолжение истории любимых героев.
В 1979 году создателей ленты и исполнителей главных ролей отметили Государственной премией СССР.
Новая волна народной любви к «Вечному зову» пришлась на 1984 год, когда на экраны вышли все 19 серий картины. И с тех пор интерес к фильму не иссякает.
Заключение
В 2000 годах Краснопольский и Усков перемонтировали фильм в соответствии с новыми телевизионными стандартами, вернули в картину все вырезанные ранее эпизоды, которые бережно хранили у себя все эти годы. В новом 27-серийном варианте фильм вернулся к своим зрителям.