Сюжет отсылает зрителей в 1812 год и повествует о соседях, одиноких отцах-интриганах, которые решили поженить детей.
Для режиссёра Александра Панкратова фильм стал третьей самостоятельной работой в кино.
Панкратов пришёл в кинематограф как оператор, но позже переключился не режиссуру. В 1981 году вышел он дебютировал с мелодрамой «Портрет жены художника», потом появилась картина «Счастливая, Женька!» (1984), а ещё спустя два года Панкратов решил создать ленту по собственному сценарию. И это был ещё один своего рода дебют:
«Проделки в старинном духе» замышлялись как комедия, и для режиссёра это была проба пера в комедийном жанре.
Помог написать сценарий начинающий сценарист Андрей Стреков, выпускник сценарного факультета ВГИКа. Вдохновлялись авторы ранней прозой Алексея Толстого, но в «Проделках в старинном духе» явно чувствуется присутствие мотивов ещё и из пушкинской «Барышни-крестьянки» и, конечно же, влияние «Записок кавалерист-девицы» Надежды Дуровой:
главная героиня Катенька — настоящая оторва, несмотря на благородное происхождение, и от томности светской дамы в ней нет ничего.
Роль дерзкой и неуёмной Катеньки режиссёр предложил Дарье Михайловой. Дарья в кино снималась с юных лет, к двадцати годам уже записав в фильмографию более десятка лент.
В 1985 году она оканчивала Щукинское училище и в выпускном спектакле играла Виолу в шекспировской «Двенадцатой ночи». В этом-то спектакле и увидел актрису Александр Панкратов и сразу понял, что озорную и чуть вздорную Катю должна играть Дарья.
Роль Ивана Акимовича, отца Кати, получил Николая Трофимов, а роль соседа, Николая Денисовича, — Владимир Самойлов. Для Самойлова это было неожиданностью: больших комедийных ролей у него ещё не случалось.
По словам актёра,
ему приходилось во многом ломать себя, отказываясь от «наработанного стереотипа», однако сама работа на площадке была в радость.
По сюжету Николай Денисович и его юная соседка Катенька — истинные родственные души, которым нравится выдумывать неожиданные приключения, куролесить, пугая окружающих, в том числе отца Кати, и веселиться от души (хотя иной раз и перебирая с юмором).
В образе сына Николая Денисовича Владимира, бравого гусара, сначала потенциального, а потом и настоящего жениха Кати, появился Алексей Нестеренко, молодой актёр, выпускник Школы-студии МХАТ, в кино ещё не снимавшийся.
Эффектный дебютант многим запомнился после этой роли, о нём неплохо отозвались критики, которые прочили ему пышную карьеру.
Но Алексей больше в кино почему-то не снимался, информация о нём скудна, и это действительно странно и жаль, что зрители так больше с ним и не увиделись в кино.
И, разумеется, нельзя не отметить Михаила Кононова в образе авантюриста, который обманывает сначала одного соседа, потом другого, чтобы устроить брак Кати и Владимира за некое вознаграждение.
Актёр здесь оказался в своей стихии: его персонаж хулиганист и не прочь поинтриговать, но артистичен и неглуп.
Также присмотритесь к слуге Николая Денисовича, который неизменно участвует в его смелых затеях и даже изображает невесту на свадьбе. В этой роли — Владимир Виноградов, дебютировавший у Александра Панкратова в фильме «Счастливая, Женька!».
Правда,
там Владимир сыграл подонка, ограбившего героиню, а потом и избившую её на пару с коллегой, а здесь режиссёр доверил артисту роль юморного камердинера, острослова, хоть и с ленцой, но сметливого и проказливого.
А в совсем маленькой роли Наполеона буквально с парой реплик в «Проделках в старинном духе» дебютировал студент Щукинского училища Александр Самойленко, сегодня популярный актёр и продюсер.
Фото со съёмок. Счастливый финал истории. Дарья Михайлова, Алексей Нестеренко и четверняшки (!) Женя, Катя, Маша, Таня Шашковы.
И напоследок — маленький секрет. В эпизоде на свадьбе есть гость с очень-очень знакомым голосом. Но почему-то актёра я не узнала (а в титрах он не указан). Лишь потом прочитала, что это Олег Анофриев.
Снимали фильм в павильонах «Мосфильма», где выстроили декорации двух помещичьих домов начала девятнадцатого века.
Натурные сцены создавали в подмосковном Фрязино и усадьбе Гребнево, а в массовых сценах появились местные жители. Режиссёр Александр Панкратов, рассказывая о картине, говорил:
«В супертехнический век мы почти разучились веселиться, порой забываем, что в гости ходят не только для совместной еды и просмотра телепрограмм, но и для общения. А ведь в душе каждого человека живёт озорной ребёнок, придумщик, шутник. Вот нам и захотелось придумать таких героев, наивных чудаков и сумасбродов, которые умеют веселиться и смогут заразить весельем зрителей».
Лента вышла замечательной: доброй и смешной, хоть и слегка идеализированной.
Увы, в своё время её затмили ленты более актуальные для перестроечных времён (хотя сейчас тоже забытые), так что фильм вполне можно зачислить в список недооценённых, но качественных и достойных.
И настроение он поднимает безусловно, так что смотреть его надо, когда хочется безобидного юмора и лёгкой ностальгии.