Щемящая «Байка» — единственный фильм режиссёра Георгия Буркова

На счету Георгия Буркова десятки ролей, а многие фразы, произнесённые его персонажами, стали крылатыми. В кино артист проработал четверть века, но мечтал не только сниматься, но и снимать.

В 1987 году он наконец-то стал режиссёром, выпустив неспешный фильм, в чём-то похожий на притчу, — мелодраму «Байка».

Помощником Георгия Буркова и вторым режиссёром стал Герман Лавров. Его путь к режиссуре тоже был замысловатым: Лавров начинал как оператор ещё в конце пятидесятых, работал с настоящими мастерами кино, а в 1977 году получил возможность реализовать себя в качестве режиссёра, сняв со Станиславом Любшиным ленту «Позови меня в даль светлую».

Георгий Бурков и Герман Лавров знакомы были давно и неоднократно обсуждали идею снять совместную ленту. Но долго не находилось подходящего материала, а идти к аудитории с проходной историей, не интересной им самим, Буркову и Лаврову не хотелось.

Обоим, напротив, хотелось рассказать и близком и волнующем, о том, что тронет каждого и заставит задуматься о жизни. И в середине восьмидесятых такой материал нашёлся: это была пьеса «Байка» драматурга Нины Семёновой, автора пьесы «Печка на колесе», которую активно ставили в театрах.

И Буркова, и Лаврова сразу же заинтриговало название, ведь байка — это то, что рождается в народе, живёт в народной памяти, передаётся из поколения в поколение. Именно такая история, близкая обычным людям, и нужна была режиссёрам. Георгий Бурков в интервью позже сказал:

«Наша история о любви. Любовь — это редкость, огромное чудо, по существу — новое рождение человека. Рассказать об этом достойно — наша задача».

Главную роль, таксидермиста Жоры, который попытался вырваться из обыденности, где важны лишь заказы и доходы, Георгий Бурков отвёл себе.

А вот актрису на роль Малаши, простой деревенской женщины, не избалованной подарками от жизни, искали долго. Но в конце концов её получила Нина Усатова. Этой характерной актрисе вообще долго не везло с ролями.

Впервые она попала на экран в начале восьмидесятых, но играла лишь эпизоды.

Яркая, хоть и небольшая роль досталась Нине Усатовой в драме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и у актрисы появилась надежда, что теперь-то режиссёры начнут её приглашать. Но фильм лёг на несколько лет на полку, так что полоса невезения продолжилась.

Георгий Бурков рассмотрел в Усатовой мощный трагический талант и поверил в неё. На съёмках он постоянно восхищался органичностью Нины Усатовой и её умением невероятно глубоко погрузиться в образ.

И с этим трудно не согласиться: Малаша (она же Мелани, как на иностранный манер именует её городской Жора) — настоящая селянка. Если не знать, что это актриса, то с лёгкостью можно подумать, что в фильме сняли простую колхозницу.

Быстро попал в картину и Иван Рыжов (ему доверили роль деда Васечки, чуть скандального пенсионера, решившего построит на своём участке бассейн, чтобы разводить нутрий).

Иван Рыжов и Георгий Бурков знакомы был давно, оба были друзьями Василия Шукшина и неоднократно с ним работали и понимали друг друга с полуслова. Появилась в фильме Мария Скворцова, возрастная актриса, часто снимавшаяся в паре с Иваном Рыжовым. Кстати,

открыл Марию Скворцову для кино всё тот же Шукшин, пригласив её в «Калину красную» (1973). «Дебютантке» тогда было за 60.

В образе городской жены Жоры, от которой он и попытался удрать в новую жизнь, предстала Татьяна Ухарова (которая и в жизни была женой Георгия Буркова), тоже знакомая коллегам по «Калине красной», а ещё одного пожилого колхозника, деда Игната, соседа деда Васечки, сыграл другой родственник Буркова — актёр Виктор Гоголев.

В образе председателя колхоза — Евгений Шутов, которому главные роли доставались крайне редко, но зато эпизоды с его участием стали украшением очень многих лент.

А ещё обратите внимание на строгого неразговорчивого Пашу, старшего сына Малаши. Это Владимир Виноградов, несколько лет назад сыгравший наглого грабителя в мелодраме «Счастливая, Женька!» (1984).

Несмотря на то, что фильм рассказывал о жизни деревенской, казалось бы, консервативной, в нём уже были приметы нового времени:

плеер с наушниками, аутотренинг, которым увлекается Жора, английский язык и даже доллары (в сельском магазине-то!).

Но наряду с этим новомодными явлениями на экране показали толоку, совместную общественную работу колхозников по постройке конюшни, на которую Малаша уговаривала каждого односельчанина лично.

В прокат «Байка» вышла в конце 1987 года.

Режиссёрский дебют Георгия Буркова оценили далеко не все. Фильм прошёл средне, не вызвав ажиотажа ни среди зрителей, ни среди критиков.

«Байка», как и множество других хороших картин, пришлась не ко времени: в конце восьмидесятых годов людей интересовали совсем другие вопросы, страна бурлила от перемен, поэтому неспешные рассуждения о поиске себя и своего места в жизни остались без внимания. Хотя и жаль.

Завершу обзор снова словами Георгия Буркова, любимого артиста миллионов и режиссёра единственной ленты, доброй и пронзительной.

«Герои ленты — деревенские жители. Тема «малой Родины» очень важна для нас. Что может спасти от равнодушия, безразличия к окружающему, от прагматизма? Память о простых и чистых началах жизни, о ничем не заслонённой ценности бытия. Дело в умении человека жить наполненно, быть в согласии с самим собой, со всем, что его окружает».

А вы живёте в согласии с собой и всем, что вас окружает?

Оцените статью
Щемящая «Байка» — единственный фильм режиссёра Георгия Буркова
Ксения Георгиади: роман, который принес ей сплошное разочарование