Щемящий фильм про детей войны, который довёл до слёз Каннский фестиваль

Николай Губенко начинал как актёр, но с годами понял, что в этой профессии ему тесно и получил второе образование, режиссёрское.

Губенко снял шесть картин, для пяти из них самостоятельно написав сценарии.

И самой проникновенной, самой личной и пронзительный стала драма «Подранки» ( 1977) о детях, переживших войну и навсегда покалеченных ею.

В основе сценария «Подранков» — факты из биографии самого режиссёра.

Николай Губенко родился в августе 1941 года в Одессе, его отец погиб на фронте, мать казнили фашисты. Мальчик провёл детство в детдоме и отлично знал детдомовскую жизнь.

В сценарии также появились линии, связанные с детством знакомых-ровесников Губенко, в частности, его товарища Геннадия Шпаликова.

Главный герой фильма «Подранки» — мальчишка-беспризорник, осиротевший в войну, живущий с сестрой в окружении таких же беспризорников на улице, а потом попавший в детдом.

Тема беспризорности в советском кино поднималась нечасто, картин на эту тему почти не снимали, а если они и были, то рассказывали о беспризорниках послереволюционных лет,

как, например, «Путёвка в жизнь» (1931) или «Республика ШКИД» (1966). Николай Губенко едва ли не впервые громко рассказал о детях конца сороковых, душевно израненных, но с недетской силой цепляющихся за жизнь и мир, тех самых подранков.

Вокруг этих ребят были взрослые, тоже прошедшие через войну, которые сами нуждались в помощи и восстановлении, но посвятили себя воспитанию детей.

Сценарий получился трогательным и деликатным, но оценили его не все.

Чиновники из Госкино, побывавшие на войне или пережившие то же, что и персонажи будущего фильма, узнавали себя и знакомых в героях Губенко и голосовали за экранизацию, другие же, более осторожные и прагматичные, считали, что история слишком спорная и сомнительная.

Но в итоге разрешение на постановку всё же дали, Николай Губенко начал искать исполнителей.

Взрослых актёров Губенко искал среди тех, кто сам родился в военные годы, чтобы их возраст совпадал с возрастом героев.

Так в фильм попали Юозас Будрайтис, сыгравший главного героя, Алёшу Бартенева в зрелые годы, и Александр Калягин, ставший его успешным и обеспеченным братом Денисом, когда-то потерянным в снова обретённым.

Учительницу, преподающую детдомовцам биологию, сыграла Жанна Болотова, жена и верный соратник Николай Губенко, для которой он находил роли во всех своих лентах.

В образе ещё одного брата Алексея, озлобленного рецидивиста Сергея, отбывающего очередной срок, снялся Георгий Бурков.

В других ролях — настоящие советские кинозвезды, многими из которых Губенко ещё не раз будет снимать: Наталья Гундарева и Людмила Шагалова, Эльза Леждей и Валентина Березуцкая, Ролан Быков и Евгений Евстигнеев, Пантелеймон Крымов и Бухути Закариадзе.

Роль одного из воспитателей сыграл сам режиссёр, он же озвучил Юозаса Будрайтиса.

Актёров-детей искали по всей стране. Режиссёр отсмотрел, по его словам, 13 тысяч мальчиков. При этом он был уверен, что

детдомовцев должны играть ребята с трудным детством, так что ориентировался сразу на детские дома, обращался в комиссии по делам несовершеннолетних с просьбой порекомендовать ему так называемых трудновоспитуемых.

В итоге отобрали 15 мальчишек, которые и появились на экране. Роль Алёши получил воспитанник московского интерната Алексей Черствов, который даже внешне оказался похож на Николая Губенко.

Слева — молодой Николай Губенко (кадр из документального фильма «Верность подранка. Николай Губенко»). Справа — Алексей Черствов в фильме «Подранки».

Дольше всего искали юного артиста на роль Вальки Гандина, трагическую, тяжёлую, сложную даже для опытного исполнителя. Ни один претендент не смог показать нужного драматизма, и тогда

Николай Губенко принял весьма нетривиальное решение: эту роль он отдал девочке-подростку из того же интерната, где рос Алексей Черствов, Зое Евсеевой.

Но не зная об этом факте, догадаться, что на экране девочка, невозможно: так

тонко, но сильно сыграла Зоя Вальку, молчаливого, строгого, но таящего в сердце колоссальную ненависть к фашистам.

Николай Губенко близко познакомился со всеми ребятами, вместе они провели на съёмочной площадке сотни часов, и за это время по-настоящему сблизились.

Губенко, сам сирота, понимал юнах артистов и тепло к ним относился, за что они платили ему взаимностью и старались делать всё, о чём он просил.

Группа побывала в Воронеже, где создавались эпизоды жизни Алёши Бартенева до детдома, а сам детдом снимали уже в подмосковном Переделкино.

Отдельно нужно сказать о музыке, которую Николай Губенко выбрал для ленты.

Это были не современные композиции и не песни военных времён, а классика. Такой приём режиссёр вообще часто использовал в своих работах

и всегда классическая музыка усиливала атмосферу и подчёркивала настроение картин.

Так получилось и в «Подранках»: классическая музыка придаёт кадрам лёгкую туманность, чуть замутнённую ностальгичность, кажется, что всё показанное — далеко, но при этом невероятно близко и реально.

Завершают повествование строчки авторства Геннадия Шпаликова.

Николай Губенко хотел, отдать честь памяти отца Геннадия, погибшего на войне, и продемонстрировать уважение к самому Шпаликову, в фильме по сценарию которого Николай дебютировал как актёр (это была «Застава Ильича», она же «Мне двадцать лет» 1964 года).

Утверждением на кинокомитете «Подранков» прошло не без проблем, однако фильм в целом одобрили и даже отправили на Каннский фестиваль.

В СССР по итогам года «Подранки» вошли в число самых успешных лент 1977 года, в Каннах же произошло неожиданное.

Зрители, пришедшие на показ, не понимали смысл слова «подранки» и не представляли, о чём расскажет им советская лента. Но после демонстрации из зрительного зала многие выходили со слезами на глазах,

вспоминая главную трагедию двадцатого века и, возможно, собственное военное и послевоенное детство.

А вы находите оправдание для Григория Альбертовича, отхлеставшего Алёшу?

Оцените статью
Щемящий фильм про детей войны, который довёл до слёз Каннский фестиваль
И они туда же: звездные мужчины, которые переборщили с тюнингом