«Сибирский цирюльник»: он русский, это многое объясняет

Фильм «Сибирский цирюльник», выпущенный Никитой Михалковым в 1999 году, называли «самым лучшим предвыборным роликом» перед президентскими выборами.

Но Никита Сергеевич не стремился получить какой-либо государственный пост, он стремился рассказать миру о русском характере.

Получился фильм интересный, и вызвал массу споров, включая самые полярные мнения: от «клюквы для иностранцев» до «искренней и интересной истории о настоящих русских».

А, между тем, «Сибирский цирюльник» получился обаятельным, и по-настоящему михалковским.

Здесь важна не столько историческая правда, сколько художественная убедительность, которой хорошо владеет Михалков, его творческая жилка, которая сработала здесь в полной мере, подлинное мастерство опытного режиссера.

Конечно, на самом деле, многое было не так, как показано в фильме.

Здесь нет ярких отрицательных героев, одни лишь «славные люди», например, самодур генерал Радлов в замечательном представлении Алексея Петренко, у которого под толстым мундиром — настоящее русское сердце, жаждущее настоящего праздника.

И ведь судьбу юнкера Толстого ломают не антагонисты, а обстоятельства, подобные американскому «сибирскому цирюльнику», вырывающему деревья с корнем.

Фильм Никита Михалков готовил для иностранцев, поэтому многое о русских здесь снято не по-русски, с прицелом на «Оскар». С одной стороны такая подача была в те годы необычная для нашего зрителя, с другой – раскрывала новые грани в творчестве Михалкова.

Но для завоевания Америки Михалкову нужен был холодный расчет, а он – человек творческий, вложил эту самую душу в свой фильм, собрав отличных актеров, показав настоящую русскую зиму, царскую Москву, устроив балаган на Масленицу, императора в своем исполнении.

Понять ли такое иностранцам?

Есть в повествовании «Сибирского цирюльника» некоторая неровность – это не драма, это большой эпос о жизни русского народа, пусть и показанной по большей части внешне.

Режиссер отошел от жанровых канонов, чтобы воплотить свой большой замысел, и смог все заключить в единую форму.

Получился интересный, своеобразный фильм, который стал одной из визитных карточек не только отечественного кино конца ХХ столетия, но и всей России, которая была столь притягательна для Запада, России загадочной, неизведанной, интересной.

Оцените статью
«Сибирский цирюльник»: он русский, это многое объясняет
С ужасно опухшим лицом: как на самом деле прошли похороны Анастасии Заворотнюк