Мы можем увидеть эту актрису уже в возрасте в небольшой роли в фильме «Неоконченная повесть», где она играет Анну Константиновну, мать корабела в исполнении Сергея Бондарчука.
Более дотошные любители советского кино посмотрят на ее игру в фильме «Клятва» или «Падение Берлина», «Жуковский», а также «Семья Ульяновых». А может, в фильмах «Неразлучные друзья» или «Сумка, полная сердец»…
Всю свою жизнь актриса была вынуждена идти на компромисс, иначе смерть. В прямом смысле этого слова.
Дворянка, выросшая в тепличных условиях, вышедшая замуж за двоюродного брата Эраста, воевавшего на стороне Добровольческой армии и ушедшего через Крым в Константинополь…
С ним актриса оформила развод, но потом долгое время была «на карандаше» у государственных органов как бывшая жена белоэмигранта…
На актрису Софья выучилась после окончания Высших женских курсов. Одновременно занималась у актрисы МХТ, чтобы потом поступить на театральные курсы.
С ней учились Михаил Чехов, Евгений Вахтангов, Серафима Бирман. Гиацинтова училась по системе Станиславского и освоила ее на сто процентов.
Она играла в 1 студии МХТ и вскоре стала ведущей актрисой. Гиацинтова тщательно скрывала роман с красавцем-актером и любимцем женщин Иваном Берсеневым, ведь Берсенев был женат.
Но ради Софьи он оставил семью, брак с ним продлится двадцать пять лет. С легкой руки Василия Качалова во МХАТе Софью прозвали Фиалкой, как героиню оперетты «Фиалка Монмартра».
Первая студия МХАТ стала вскоре называться второй студией, в ней она сыграла множество ролей, среди которых Мария («Двенадцатая ночь», 1917и 1933), Кеккина («Бабы» Гольдони, 1929), Сима («Чудак» Афиногенова, 1929), Нелли («Униженные и оскорбленные» Достоевского, 1932), Амаранта («Испанский священник» Дюваля, 1934).
Спектакли второй студии гремели по всей Москве, отцы-основатели Станиславский и Немирович-Данченко лестно отзывались об игре Софьи Гиацинтовой. И вдруг грянул неожиданный удар — за границей остался Михаил Чехов.
МХАТ-2 стали обвинять в идеологической близорукости и вскоре закрыли. О факте бегства Михаила Чехова на Запад актеров вызывали на допросы…
Уничтожение любимой студии Софья приняла очень близко к сердцу. И это было счастье, что в 1938 году Гиацинтова, Берсенев и Бирман смогли перейти в Театр имени Ленинского комсомола.
Здесь актеры полностью отточили систему взаимодействия с властью. Еще во МХАТе Софья пробовала свои силы в режиссуре, ей удалось проявить себя в этой роли и в стенах театра им.
Ленинского комсомола. Совместно с Иваном Берсеневым они осуществили множество различных постановок.
Берсенева нередко называли уничижительно «Ванька-Каин» за заигрывание с властью, но по сути он шел всего лишь на компромисс, чтобы сохранить себя для искусства. То же самое происходило с Гиацинтовой и Бирман.
Гиацинтова блистала и как постановщик, и как исполнительница главной роли в ибсеновской «Норе», «Валенсианской вдове» Лопе де Вега.
Тем временем в театре на амплуа главной героини стала претендовать блондинка, актриса второго положения Валентина Половикова.
Став женой, а затем вдовой летчика Анатолия Серова, Валентина обрела статус примы. Иван Берсенев рвал на себе волосы — Серова проваливала репетиции, отправляясь на киносъемки.
«Когда у меня будет как у Софьи Владимировны, — она выдвигала вперед челюсть и трясла щеками, — тогда я и буду отказываться от съемок», — такие слова приписывают Серовой в ответ на запрет Берсенева сниматься во время репетиций спектакля.
Гиацинтова молчала. Она старалась не замечать того, что театр стал ставить новые пьесы начинающего литератора Константина Симонова в расчете только на Валю, более того, она станет играть в них, а в 1955 году она осуществит новую постановку пьесы «Парень из нашего города», а позднее — «Дым отечества».
В это время Валентина Серова перестала быть опасной.
Прошла война, Серова стала женой Симонова и отыграла свои значимые роли в «Русском вопросе», «Истории одной любви», «Под каштанами Праги», «Так и будет». В 1955 году Серова была уже не так важна, да и в театре ее, собственно уже не было.
А Софья Гиацинтова осталась. И продолжала ставить и играть. За ее плечами были постановки и роли «Месяц в деревне», «Годы странствий», «В доме господина Драгомиреску»…
В 1940-е годы театром руководил «триумвират» из Берсенева, Гиацинтовой и Серафимы Бирман. Именно этот триумвират и позволил Серовой играть в театре после войны (переписку с актрисой вела Серафима Бирман).
Политический капитал Гиацинтова сумела нарастить в откровенно слабом, но политически надежном, просталинском фильме «Клятва».
В этом произведении Михаила Чиаурели (отца Софико Чиаурели) отметилась и Тамара Макарова, и Василий Меркурьев, и Алексей Грибов.
За этот фильм Гиацинтова была награждена сталинской премией. Она стала практически неуязвимой, эта бывшая дворянка и бывшая жена белого офицера.
Но в личной жизни ее поджидал очередной кризис. В 1949 году Иван Берснев вдруг соблазнился ушедшей от Юрия Завадского примой-балериной Галиной Улановой.
Уланова порхала, а Гиацинтова окаменела. Два года она ждала Ваню назад, думала, что все еще может перемениться. Но Берсенев умер , и у его гроба сидели две вдовы — Гиацинтова и Уланова.
После смерти мужа Гиацинтова стала художественным руководителем (с 1952 г. главным режиссером) театра и сохраняла этот пост до 1957 года.
Ею поставлен ряд спектаклей совместно с другими режиссерами. В 1961 сыграла в спектаклях «Бесприданница», «Дым отечества», «Беспокойная старость».
В это же время она стала преподавать в театральном училище и вести класс вела класс в Белорусской драматической студии при МХАТе. С 1958 года началась новая эпоха — работа в Московском Драматическом театре им. Станиславского.
Она сохранила творческое долголетие, играла в театре и фильмах, когда ей было уже за восемьдесят. Последним ее фильмом стал фильм-спектакль с говорящим названием «Осенних дней очарование», где она в 1980 году сыграла Акверьянову Ксению Николаевну.