Например, отец будущего актёра обожал Сталина и искренне рыдал, когда его не стало. А его родной брат (дядя Валентина) Сталина ненавидел и считал его корнем вселенского зла.
Братья часто ругались на эту тему, но старались это делать так, чтобы никто их не слышал, даже домочадцы.
Когда Хрущев развенчал сталинское правление, в стране сразу появилось множество свободных художников, скульпторов, поэтов, писателей и т.д.
На экраны стали выходить фильмы, которые еще совсем недавно считались недопустимой крамолой. Особенно расцвели поэты. В шестидесятые Гафт обожал стихи Евтушенко, многие знал наизусть и умел очень проникновенно их декламировать.
Он и сам писал короткие стихворостишья. Широкому кругу общественности его эпиграммы стали известны лишь в 70-80-х годах. А между тем писать он их начал ещё в школе, в конце 40-х.
Сначала о животных, потом о членах семьи и соседях. Ему удавалось в трёх-четырех зарифмованных строчках подметить особенности каждого.
При этом он мог очень метко выделить какую-нибудь черту человека, которую тот сам старался скрыть от окружающих.
С годами его эпиграммы стали некой лакмусовой бумажкой, которая определяла, есть ли у человека, на которого написана эпиграмма, чувство юмора и самоирония, или их нет.
Он и про своего любимого Евтушенко как-то написал короткую эпиграмму: «Уж больно смел, когда не страшно».
Услышав её, Евтушенко обиженно спросил у него: «Валь, за что?». Тот пожал плечами: «Из-за любви, ну, а может, и немного из ревности…»
Евгений Евтушенко и Валентин Гафт дружили более шестидесяти лет.
Сталина Валентин Гафт считал страшным человеком. Но при этом он был уверен в том, что, если бы не Сталин, то СССР бы не справился с Гитлером.
И англичане с американцами тоже. И тогда было бы непонятно, как бы человечество развивалось в ближайшие века. Было ясно только одно – это была бы глобальная трагедия, и с планеты исчезли бы многие народы.
И только это одно может перевесить огромную чащу злодеяний Сталина против своего народа. Правда, тому, кто безвинно сгинул в лагерях, от этого не легче.
Уже в начале нулевых Валентин Иосифович Гафт попытался рассказать о своём сложном отношении к Сталину в стихотворной пьесе «Сон Гафта о Сталине».
В 2009 году Роман Виктюк поставил эту пьесу на сцене своего театра, назвав «Сон Гафта, пересказанный Виктюком».
В своей пьесе Гафт попытался сделать, наверное, невозможное — помирить сторонников Сталина с его ненавистниками.
«Мне снился сон,
Он был так странен,
Я б выдумать его не мог:
Здесь…. в соблазнительном тумане
Назначил Сталин мне свиданье.
Пришел, уселся на диване
И после долгого молчанья спросил,
Он дьявол или Бог?»
В своей пьесе Гафт рассказал, что по своей сути Сталин — обычный человек со своими достоинствами и недостатками. И он именно человек, а не дьявол или Бог. По его замыслу, Иосиф Сталин кается на том свете и просит у всех прощения.
«Я как автор этой пьесы, хочу, чтобы те, кто верит, кто любит Сталина, услышали бы, как он кается… Этого в жизни не произошло, но пусть у них на глазах он всё же произнесёт слово «прости» …»
Многим зрителям понравился взгляд Валентина Гафта на личность Сталина. Но было немало и других отзывов о пьесе, в которых наши современники были возмущены такой интерпретацией заслуг вождя.
Мол, этот великий человек всё делал только ради благополучия страны и каяться ему не в чем!
Позже Валентин Иосифович признался журналистам, что для него стало откровением то, что наше общество за прошедшие десятилетия так и осталось разделённым по этому вопросу на два лагеря.