Советский боевик, где были угон самолёта, дети-заложники и фашисты, сбежавшие в Латинскую Америку

Режиссёр Вениамин Дорман карьеру в кино начал с комедий, но, сняв в 1968 году детектив «Ошибка резидента», решил, что его стезя — ленты приключенческие, авантюрные, детективные.

И это было действительно верное решение — работы Дормана неизменно вызывали интерес зрителей и приносили ему всё новую славу.

Ещё более захватывающими впечатляющими стали ленты режиссёра, когда он начал сотрудничать с писательским тандемом Исай Кузнецов-Авенир Зак.

К сожалению, Зак скоро ушёл из жизни, но Исай Кузнецов и Вениамин Дорман продолжили совместную работу, и в конце 1978 года режиссёр начал новый крупный международный проект — боевик о нацистах, сбежавших после войны от правосудия, и промышляющих незаконным бизнесом в Бразилии,, получивший название «Похищение “Савойи”».

В основу сценария легла книга польского автора Анджея Щипёрского «Рейс 627».

Вместе с Исаем Кузнецовым и присоединившимся польским же коллегой Анджеем Гожевским он переложил повесть для кино.

Изначально сценаристы ориентировались на детско-юношескую аудиторию: в числе главных героев были два подростка, мальчик-поляк и девочка из СССР.

Но позже стало очевидно, что фильм придётся по вкусу и взрослым, ведь в нём была не только приключенческая, но историческая линия, связанная со Второй мировой войной, которую многие ещё очень хорошо помнили.

Итак, юный поляк Янек в сопровождении друга своего отца, немолодого парижанина Жана Шалло, бывшего участника Движения Сопротивления, оказывается в небольшом самолёте, летящем в Рио-де-Жанейро.

В том же самолёте с матерью летит к отцу советская девочка Таня. По несчастливому совпадению именно этот самолёт, носящий романтичное название «Савойя», намереваются угнать члены синдиката, организованного бывшими нацистами.

Угрозами бандиты заставляют пилотов лететь в нужном направлении, но горючее на исходе, поэтому самолёт вынужденно садится.

Часть пассажиров и пилоты с одним террористом остаются у лайнера, другая часть, дети, Шалло и пожилой польский профессор вместе с другим угонщиком, шведом Гидо, отправляются в расположенную сравнительно недалеко деревушку, которая в реальности оказывается логовом экс-эсэсовцев, ныне наркобаронов.

Гидо, к слову, оказывается галантным террористом, подавшимся в преступную среду ради денег и подстёгиваемый духом авантюризма.

Он по-доброму и ответственно относится к заложникам и до последнего держит данное заложникам слово сохранить им жизнь.

Фильм «Похищение “Савойи”» стал во всех смыслах интернациональным. И речь в нём шла о представителях разных стран, создавали его в сотрудничестве с болгарскими и польскими кинематографистами.

Роли подростков получили юные актёры Влодзимеж Голачиньский (Янек) и Дарья Михайлова (Таня).

В отличие от Влодзимежа московская семиклассница Дарья в кино уже снималась, пусть пока и в небольших ролях, а здесь ей предстояло появится в довольно смелой по тем временам сцене, н девочка не отказалась.

Невозмутимого Шалло прекрасно сыграл Леонид Броневой, ставший настоящим украшением картины, профессора Вежанского — польский актёр Антони Юраш, который, как и его персонаж, прошёл через концлагерь во время войны.

В ролях бывших нацистов появились Михаил Глузский, Альгимантас Масюлис и Александр Вокач.

Ну а в роли шведского шведского гангстера Гидо предстал Александр Михайлов с непривычной причёской.

Небольшие роли в картине сыграли Ольга Остроумова, Игорь Васильев, Михаил Жигалов, Леонид Марков, Григорий Лямпе.

В роли одного из пилотов «Савойи» попробуйте опознать Георгия Мартиросяна, а в роли индейца (да, индейцы тут тоже есть) — Раднэра Муратова.

Ради съёмок «Похищение “Савойи”» группе пришлось совершить серьёзное турне:

киношники поработали в Польше, Болгарии и на юге СССР, в районе грузинского Батуми.

На создание фильма ушло больше года, поэтому юные исполнители Влодзимеж Голачиньский и Дарья Михайлова успели перейти в следующие классы.

Ближе к концу 1979 года лента вышла в советский прокат. Для режиссёра Вениамина Дормана и сценариста Исая Кузнецова это было четвёртое совместное произведение, и снова это была удача:

в кинотеатры на этот фильм пришли более 32 миллионов зрителей, а в списке самых успешных картин года «Похищение “Савойи”» оказалось на 12-м месте.

Вениамин Дорман говорил, что сделал фильм приключенческий и политический и что этой работой хотел напомнить, что у преступлений фашистов нет срока давности и что за свои злодеяния они должны отвечать до последнего вздоха.

А как вам «Похищение “Савойи”»? Вы посмотрели его как подростковый фильм или как увлекательный фильм для всех?

Оцените статью
Советский боевик, где были угон самолёта, дети-заложники и фашисты, сбежавшие в Латинскую Америку
«Очень сильно поправилась»: 72-летняя Алфёрова удивила поклонников своим появлением на сцене