Советский фильм про американского лётчика, взорвавшего Средневековье

Этот фильм обманул зрителей: название «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1989) обещало увлекательную приключенческую историю, но на деле картина — это фантасмагорическая притча, в которой порой сложно следить за мыслью режиссёра.

Режиссёр Виктор Гресь написал сценарий для очередной работы в паре со знаменитым драматургом Михаилом Рощиным, взяв за основу классический роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Гресь находил прозу Твена очень интересной, но сюжет — уже устаревшим, поэтому и осовременил его, сделав главным героем лётчика из США, каким-то чудесным образом перенёсшимся из конца двадцатого века в век шестой, к самому королю Артуру и его окружению.

В интервью Виктор Гресь сказал:

«Поначалу намеревались по возможности вообще уйти от Твена. <…> Но в процессе работы мы поняли, что, уходя от Твена, мы в конце концов пришли к нему же».

Тем не менее фильм Виктора Греся никак нельзя назвать экранизацией, это действительно фантазии на тему Марка Твена, как и заявляют в начале авторы.

Роль короля Артура и волшебника Мерлина (здесь они братья) писалась сразу под Альберта Филозова.

Виктор Гресь восхищался Филозовым и долго мечтал о сотрудничестве. В 1980 году, задумав снимать сказочную ленту «Чёрная курица, или Подземные жители», он пригласил артиста на главную роль.

На съёмках мужчины подружились и тесно общались вплоть до момента ухода Альберта Филозова из жизни в 2016 году.

Роль лётчика Хэнка Моргана получил молодой, но уже довольно известный Сергей Колтаков, числившийся в самых перспективных артистах того времени.

Королеву Гвиневру сыграла Елена Финогеева, недавно появившаяся в другой исторической роли — Анны в красивой картине «Искушение Дон-Жуана» (1985).

Подружку Хэнка говорливую Сэнди изобразила Евдокия Германова, которую незадолго до съёмок назвали лучшей исполнительницей женской роли на московском фестивале молодых кинематографистов.

Третью женскую роль, коварной красавицы феи Морганы, режиссёр отдал Анастасии Вертинской.

Снялись у Виктора Греся и мастера кино: Владимир Сошальский в роли пожилого рыцаря-неудачника, Евгений Евстигнеев в роли велеречивого епископа, Владимир Кашпур в роли работорговца.

И, разумеется, отдельно надо отметить Александра Кайдановского в образе рыцаря Ланселота. Это был настоящий сюрприз для зрителей:

Кайдановский в первой половине восьмидесятых категорически отказывался от ролей,

сосредоточившись на режиссуре, но роль Ланселота его увлекла и Виктору Гресю он согласие дал.

На небольшую роль вероломного рыцаря Мордреда режиссёр назначил своего сына Марка.

Марк в кино появился в 12 лет, сыграв главную роль у отца в «Чёрной курице», потом несколько раз снялся у других режиссёров, а «Новые приключения янки при дворе короля Артура» завершили его кинокарьеру: в дальнейшем он стал художником и декоратором и вёл телепрограммы.

На съёмки группа с уютной киностудии Довженко отправилась в Среднюю Азию, странные, где-то даже неземные пейзажи помощники режиссёра нашли между таджикской столицей Душанбе и узбекским Кокандом.

Относительно близко было и до границ Киргизии, так что фильм снимался фактически на пересечении территорий трёх советских республик.

Съёмочную группу донимала адская жара, поэтому работали только утром и вечером, днём воздух прогревался так, что снимать было невозможно.

К тому же исполнителям пришлось всё время находиться в многослойных средневековых костюмах, что комфорта не добавляло.

Костюмы — это одно из главных достоинств фильма, это нельзя не отметить. Кстати, рыцарские доспехи здесь настоящие: их выковал 23-летний Юлиан Тихонов, бывший бутафор киевского театра, которого Виктор Гресь пригласил на съёмки.

Доспехи молодой художник на пару с помощником буквально за недель создал по старинным чертежам под каждого актёра по индивидуальным размерам. Единственное отличие от настоящего средневекового облачения состояло в том, что Тихонов использовал тонкий металл, а не броню, иначе двигаться исполнителям было бы почти невозможно.

На съёмки и подготовку к прокату двухсерийных «Новых приключений янки при дворе короля Артура» ушло около двух лет и весной 1989 года лента наконец увидела свет.

Зрители приняли её с прохладцей: отсутствие интриг, погонь, ярких поединков всё-таки разочаровало.

Многие сочли фильм нудным, тягомотным, чрезмерно философским и сильно затянутым. Любопытно, что и по сей день вокруг него ломают копья: я почти не видела безразличных отзывов.

У кого-то картина создаёт резко отрицательные впечатление, другие приходят в восторг, но вот равнодушных найти сложно.

От себя могу сказать, что после просмотра совершенно иначе посмотрела на Сергея Колтакова, которого прежде воспринимала без эмоций.

Сам фильм мне тоже показался не в меру тягучим, где местами всё так запутано, что трудно разобраться. Но почему-то не смогла остановиться и досмотрела сразу до конца. Кстати, отдельное удовольствие — несколько психоделическая музыка Олега Каравайчука.

Некоторые видят в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» параллели с романом (и экранизациями) братьев Стругацких «Трудно быть богом». Как вам кажется, здесь есть пересечения?

Оцените статью
Советский фильм про американского лётчика, взорвавшего Средневековье
Советский фильм, раскрывший подноготную арабского переворота