Пикантности истории добавило то, что
в фильме показана некая арабская страна, где местные военные пытаются свергнуть демократический режим не без помощи западных политиков.
Хотя название это восточной страны и не указывалось, многие сочли, что авторы намекают на Афганистан, где уже шла затяжная война.
Приключенческий сценарий про политику с погонями, перестрелкам и взрывами написали Анатолий Галиев и Эдуард Тропинин.
Оба были уже опытными авторами, не раз сотрудничали с кинематографистами и писали сценарии.
Но за фамилией Тропинин скрывался не просто писатель и драматург, а сотрудник внешней разведки Эдуард Макаров, который с афганской темой был знаком не понаслышке.
Благодаря ему в картине появились любопытные подробности, которые обычные люди знать не могли. Реализацию доверили киностудии «Узбекфильм» и лично режиссёру Загиду Сабитову, мастеру кино, который начал карьеру ещё в сороковых.
Сабитов уже отпраздновал 70-летие, однако на киностудии не сомневались, что он справится и сделает не просто качественный фильм, а захватывающий детектив.
Итак, сюжет переносит зрителей на Восток. В стране грядут выборы, но установившийся режим устраивает не всех, воинствующие полковники готовят, а потом и совершают переворот.
Из-за кулис за событиями наблюдают злокозненные капиталисты, которые и предлагают главе военных, полковнику Казми, сфабриковать информацию, якобы давшую повод для свержения действующих властей.
И неожиданно для самой себя в дело оказывается замешана советская женщина-хирург Халима Атаджанова, работающая в местном госпитале.
Именно её, человека, спасшего сотни людей, политики с грязными руками решают назвать агентом советской разведки.
Халиму бросают в застенки, но на свободе остаётся её 12-летний сын Искандер. Этот смелый дерзкий паренёк фактически и стал главным героем, который пробрался через половину страны, уже подконтрольной военным, и сумел перейти советскую границу.
Роль Халимы получила узбекская актриса Сайрам Исаева, хорошо известная в республике, а Искандера сыграл 12-летний Улугбек Хамраев, представитель актёрской династии.
Улугбек уже однажды снимался в кино, но фильм «Переворот по инструкции 107» принёс ему настоящую славу. Позже Улугбек Хамраев снимется ещё в паре лент, но потом предпочтёт оставаться по другую сторону камеры.
Сегодня он — один из самых известных и востребованных российских кинооператоров.
Вообще же на съёмочной площадке сформировался по-настоящему интернациональный состав.
Это были ташкентские актёры Наби Рахимов, сыгравший пожилого слепого пациента клиники, прозревшего благодаря Халиме, Мурад Раджабов, сыгравший претендующего на власть Казми, Рустам Сагдуллаев, представший в образе бойкого Али (а самая известная роль Рустама — это, конечно же, Ромео из военной драмы «В бой идут одни “старики”» (1973)).
Из Москвы на съёмки прилетели Леонид Сенченко, ставший журналистом Хайдаром, одним из тех, кто возглавил сопротивление военной диктатуре, Георгий Шевцов, он же политик-провокатор Андерсон (но озвучил его, как мне слышится, Юрий Саранцев), Михаил Погоржельский, получивший роль посла.
Кадр из фильма. Сергей Пижель в образе охранника очень нефтедобывающей станции очень могущественной нефтяной корпорации
Из Ленинграда прибыл Сергей Пижель, получивший роль колоритного охранника нефтедобывающей станции, завзятого пьянчужки, который, однако, не утерял самоуважения и понятий о чести и мужской доблести.
А боевитую и отчаянную медсестру-шведскую монашку изобразила латвийская актриса Антра Лиедскалныня.
В съёмках активное участие приняли военные Среднеазиатского военного округа, в том числе вертолётчики.
Они показывали кинематографистам настоящие чудеса пилотирования, которые, по словам режиссёра Георгия Бзарова, порой даже пугали их. Так, Бзаров в интервью рассказывал, что
во время съёмки эпизода в пустыне вертолётчики получили задание пролететь как можно ниже над землёй, чтобы оператор снял вертолёт с максимально близкого расстояния. Пилоты начали чётко выполнять это требование, но доснять сцену режиссёр и оператор не смогли: им показалось, что вертолёт сейчас буквально врежется в кинокамеру, так что оба рухнули на землю.
Военные асы же через несколько минут посадили самолёт и поинтересовались, удачными ли получились кадры. Для любителей военной техники, в том числе советской, в «Перевороте по инструкции 107» есть масса занимательного.
Тут и а автоматы, и военные автомобили, и бронетранспортёры, и вертолёты. И киноляпы, без которых редко обходятся военные фильмы и которые так любят выискивать знатоки. Прочитала, например, что
в качестве того самого пикирующего вертолёта сначала, в полёте, выступил Ми-8. А потом, когда этот же вертолёт взрывается на земле, его «продублировала» другая модель — Ми-4.
Но тут я не специалист, так что отдаю этот вопрос на откуп тем, кто понимает.
И ещё один момент.
В процессе создания «Переворота по инструкции 107» сменился режиссёр.
Начинал съёмки, как было сказано в начале, Загид Сабитов. Под его руководством сняли самые интересные и динамичные эпизоды. Но, к сожалению, в один из дней прямо на съёмочной площадке режиссёр скончался.
Заменил его Георгий Бзаров, также представитель «Узбекфильма», который и представлял ленту на премьере. Бзаров постарался реализовать замыслы Сабитова и выдержать фильм в манере, задуманной предшественником. И очевидно, что ему это удалось.
Худсовет удостоил детектив «Переворот по инструкции 107» первой прокатной категории, картину активно показывали в военных частях, где её принимали очень хорошо.
Обычных зрителей история тоже заинтересовала, она собрала внушительную аудиторию в прокате, хотя и не вошла в список самых успешных фильмов года.
Но что самое интригующее в ленте, так это речи политиков. Если абстрагироваться от событий фильма и просто послушать героев, то кажется, что речь идёт о сегодняшнем дне — риторика осталась неизменной, хотя с выхода фильма прошло сорок лет.