Осенью 1971 года в этом самолёте летела актриса Раиса Зверева, сыгравшая одну из главных ролей в драме «На углу Арбата и улицы Бубулинас». Выживших в катастрофе не было. Когда спустя полтора года лента вышла в прокат,
зрители увидели в титрах имя Раисы, обведённое траурной рамкой.
Режиссёр греческого происхождения Манос Захариас познакомился с повестью журналистки Галины Шерговой «На углу Арбата и улицы Бубулинас» сразу после её выхода, в 1969. Галина давно и много писала, публиковалась в газетах и журналах, работала в качестве сценариста на телевидении.
В 1969 году вышла её первая книга — «На углу Арбата и улицы Бубулинас», главной героиней которой была советская журналистка.
История рассказывала о Греции военных лет, а параллельно события развивались уже в послевоенные годы. Грека Захариаса захватила мысль экранизировать повесть. Галина Шергова написала сценарий, и на киностудии «Мосфильм» началась подготовка. Основное внимание Шергова и Манос сконцентрировали на
актуальной (в первую очередь для стран Запада) проблеме — зарождении и становлении неофашизма в послевоенные годы.
Главные роли, советской журналистки Ксении и грека Агамемнона (Мемоса), получили Людмила Чурсина и Владимир Скомаровский.
Людмила уже была прекрасно знакома зрителям: на её счету были и трагическая «Донская повесть» (1964), и детектив «Два билета на дневной сеанс» (1966), а вот её партнёра пришлось поискать.
Пересмотрев несколько кандидатур, режиссёр отправил помощников по театрам, и в Киеве, в театре Леси Украинки, они увидели Владимира Скомаровского. Артист уже появлялся в кино, но картины с его участием не были особо известны. Фактически для массового зрителя Владимир был лицом новым.
Ему предстояло на экране предстать в двух образах: молодого человека (в сценах, когда речь идёт о сороковых годах) и уже взрослого мужчины, который много пережил (эпизод из настоящего).
Кроме того, в ленту попали Николай Бурляев, Владимир Заманский, Сергей Шакуров. Роль возлюбленной Мемоса Кати, его коллеги по подпольной работе, досталась молодой артистке почти без опыта Раисе Зверевой.
А одну из ролей сыграл Всеволод Шестаков, очень интересная фигура.
Учёный-геолог, доктор наук и профессор МГУ очень любил театр и, несмотря на высокий статус, принимал участие в спектаклях Студенческого театра МГУ.
Там его и приметили кинорежиссёры ещё в шестидесятые. У Захариаса Всеволод Шестаков стал редактором газеты, начальником главной героини. Именно редактор познакомил Ксению с греком, не говорящим по-русски, который, проведя 20 лет в концлагере, приехал в СССР, чтобы собрать материал для собственного фильма.
Лента «На углу Арбата и улицы Бубулинас» получилась неторопливой, словно ведущий зрителя сквозь туман.
В ней много полутонов и полуслов, в ней герои чаще думают, чем говорят, в ней больше взглядов и жестов, а не действий.
В книге Галины Шерговой важное место занимали письма, записи, отрывки из интервью, очерки, которые собрала журналистка Ксения. И как раз из этих разнородных размышлений складывались образы разных эпох: сороковых и семидесятых.
В фильма изначально планировалось заменить письма документальной хроникой, но быстро стало понятно, что хроника даст лишь лёгкое скольжение по времени, но не погружение. И тогда авторы остановились на другом решении:
большая часть картины — воспоминания Мемоса, которые Ксения записала на магнитофон
(тут отмечу, что в фильме слышен голос Анатолия Ромашина, поскольку Владимира Скомаровского озвучил именно он). А дополняют кадры, подчёркивая атмосферу и дух места, греческая музыка и музыка Альфреда Шнитке.
Одна из сюжетных линий — взаимоотношения юного Мемоса и Кати, зарождение несмелой любви на фоне трагедии народа Греции, подмятого фашистами.
По сюжету Катя погибла после взрыва, но Мемос помнил эту влюблённость всю жизнь. Увы, роль Кати стала каким-то роковым предсказанием для актриса Раисы Зверевой.
Отснявшись, она решила отправиться в Симферополь. Вылетевший 10 октября 1971 из московского аэропорта Внуково Ту-104 рухнул почти сразу. На его борту находилась и Раиса, которой было всего 24 года.
Фильм «На углу Арбата и улицы Бубулинас» прошёл без особой помпы. Нельзя сказать, что эта картина неудачна, скорее, стилистически она была чуть устаревшей и сильно походила на оттепельные ленты. Кроме того, и сам жанр, заявленный как «политическое кино», — не самый популярный и востребованный, и это тоже сыграло роль в том, что непростая лента не вошла в число хитов.
Режиссёр Манос Захариас нынешним летом отметил 99-летие. Ещё во время съёмок, рассказывая об этой работе, он сказал:
«Личная трагедия героев может стать трагедией поколения будущего».
Предлагаю об этом поразмыслить.
Кстати, улицы Бубулинас в Москве нет, равно как и в Афинах нет Арбата. Фантазийный угол московского Арбата и афинской Бубулинас, улиц, где провели детство Ксения и Мемос, — это место, где назначена встреча героев. Которая так и не состоялась.