Но какого качества было это кино: у многих, кто пришел в кино в этот период, не было опыта, они не знали аудиторию, поэтому часто действовали топорно – методом шока и силы. Именно тогда появился термин «чернуха».
С одной стороны расчет авторов понятен: с помощью такого аукциона они после многих лет воздержания в Советском Союзе обеспечивали стабильный интерес к своему продукту, с другой стороны, это был однодневный продукт.
Тут можно даже по названиям фильмов судить о их качестве: «Убить «Шакала», «Убийца», «Убийство свидетеля», «Убийство в ночном поезде», «Убийца поневоле».
В 1991 году в среде кинематографистов царила такая установка: успех и деньги любой ценой и самыми дешевыми средствами. Это вело к низкому качеству продукта, стилистической безвкусице, жанровая размытость.
К счастью, продолжали снимать и опытные режиссеры, именно по их фильмам мы сегодня и помним о том непростом времени.
В 1991году вышел фильм Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», режиссер рассказывал, что ему непросто было снять это кино в финансовом плане, но еще тяжелее его было продать, потому что снял Рязанов далеко не «чернуху».
Также в последний советский год на экраны вышли замечательные фильмы «Дом под звездным небом» Сергея Соловьева, «Цареубийца» Карена Шахназарова, «Такси-блюз» Павла Лунгина, «Урга – территория любви» Никиты Михалкова, «Гений» Виктора Сергеева и другие.
Снимал свой последний советский фильм в Свердловске Владимир Хотиненко. Речь в картине «Патриотическая комедия», съемки которого завершились уже в Екатеринбурге.
Хороших фильмов всего можно насчитать не более двух десятков, а плохих – больше сотни, государство стремительно уступало позиции хаотичному рынку.
Карен Шахназаров затронул острую темы, связанную с расстрелом Николая Второго
Стоит отметить, что в СССР наступало время авторского кино – на сцену уже вышел Алексей Балабанов, продолжал работать Алексей Герман-старший, полностью ушедший в свои эксперименты. Однако они – единицы, которые творили на фоне полнейшей безвкусицы.
В СССР в 1991 году сняли три десятка комедий, столько же драм и детективов, а вот в историческом жанре, как отмечали киноведы, практически ничего достойного не создавалось. Два фильма за год – «Иван Федоров» и «Гибель Отрара».
Брать в расчет фильмы типа «Виват, гардемарины!» и «Битва трех королей» не стоит, так как эти фильмы не исторические, а больше декоративные. На такое кино был большой спрос, но это, все-таки, отдельный жанр.
Вместо исторических лент снимали о гардемаринах. Хорошее кино, но не историческое
Почти перестали снимать кино для детей и подростков. В 1991 году удачные примеры можно пересчитать по пальцам: «Сказка о купеческой дочке и таинственном цветке», «Одиссея капитана Блада» и «Щен из созвездия «Гончих псов». На этом список окончен.
Сергей Соловьев позже сказал, что СССР – был кошмарной державой, но идейная платформа была очень хорошей – все люди братья на огромном евразийском континенте.
Это же было и в кино: снять хорошее кино было сложно, но каждый год на экраны выходили десятки достойных кинолент. А в начале 90-х сюда пришел рынок, а идеология ушла.