Забавно следить за тем, как нынешние режиссёры тщетно пытаются переиграть наши знаменитые советские фильмы. Ведь когда они берутся за это дело, то, наверное, надеются на успех, не меньший, чем у оригинала. А иначе, зачем тогда вообще это делать?
Еще забавнее наблюдать, когда этим неблагодарным делом начинают заниматься не только молодые и неизвестные режиссёры, но и вполне именитые мастера. Например, Тимур Бекмамбетов, который уже доказал всем свою состоятельность, сняв в начале нулевых культовые «Дозоры». Но видно, посчитав себя уже не менее великим мастером чем Рязанов, он взялся за фильм-продолжение по-настоящему культовой и давно разобранной на цитаты комедии Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Задумка была очень интересной и на неё купился даже сам Эльдар Александрович — снять не ремейк, а современное продолжение фильма, но с повторением сюжетной истории. Соответственно, постаревших персонажей сыграли всё те же исполнители что и сорок лет назад, а на роли новых героев фильма пригласили нынешних известных актёров.
С точки зрения режиссерского замысла и работы оператора — фильм снят безупречно. Также можно похвалить работу продюсеров Первого канала. Примерно полгода успешной рекламной компании сделали своё дело – фильм собрал в кинотеатрах рекордные сборы и стал одним из самых успешных коммерческих проектов 2007 года. Доходы кинокартины более чем в десять раз (!) превысили затраты и измерялись сотнями миллионов рублей.
Но я хочу спросить о другом. А получилось ли это продолжение достойным первого фильма сорокалетней давности? Многие мои друзья (и я сам тоже разделяю такое мнение) сдержано похвалили фильм-продолжение, но заявили, что второй раз картину смотреть не хочется. А между тем, фильм Рязанова мы уже смотрим с удовольствием более сорока лет! Конечно же, в последние десятилетия просмотр картины принял уже другую форму. Мы знаем наизусть не только реплики героев, но даже все мизансцены фильма. Но, тем не менее, магия этой легендарной картины завораживает и заставляет смотреть уже в который десяток раз. Будет ли такая же история у фильма-продолжения? Конечно, нет. И это ясно уже сейчас.
Как сказал мой хороший знакомый, нельзя нарисовать вторую Джоконду или Черный квадрат. Вернее, нарисовать, кончено же можно, но воссоздать – нет!
Поэтому будущие авторы будущих ремейков должны понимать, что повторить успех знаменитых фильмов в ремейках нельзя по определению. Так же как и нельзя изменить первое впечатление. Это просто невозможно. Поэтому лично мне не понятно – зачем вообще этим заниматься?
Тем не менее ремейки выходят на наши экраны. В 2011 году украинская студия «Квартал 95» вместе с телеканалом СТС выпустил ремейк Рязановского «Служебного романа», назвав его «Служебный роман. Наше время». Авторы новой картины опять обратились к Рязанову, чтобы получить, если не поддержку, то хотя бы его благословение. Но мэтр, прочитав сценарий, сразу открестился от этой пошлости и заявил журналистам, что он ничего общего с этим фильмом не имеет и иметь не хочет.
Но картину всё же сняли и даже с неплохим актёрским составом. Я его посмотрел, и могу сразу сказать, что ничего общего, кроме двух слов в названии, он с Рязановским фильмом не имеет. Так что зря беспокоили великого режиссёра, это совсем не его история.
Недавно пробовал смотреть ремейки и на другие легендарные советские фильмы. Это «Кавказская пленница!» и Джентльмены, удачи!». В названиях от своих оригиналов их отличает только восклицательный знак. В остальном же, отличия от советских фильмов это не просто пропасть, а вселенная! Лично я не смог посмотреть оба фильма даже до середины.
Спрашивается – а зачем подобное вообще снимать? Ради коммерческого успеха? Но такой успех сомнителен. А ведь, например, в фильме «Джентльмены, удачи!» снимались популярные ныне Сергей Безруков, Гоша Куценко, Марина Петренко.
Зачем Безрукову нужна была эта авантюра всего через год после роли Высоцкого, которую хоть и не однозначно, но приняли хорошо? Неужели только ради денег? Ну не надеялся же он и вправду, прикоснувшись к легенде, войти в историю как великий Леонов? А если надеялся, то всё получилось ровно наоборот.
Короче, для меня во всём этом больше вопросов, чем ответов.
Точнее, ответов совсем нет.