натурные сцены снимались за границей, в дружественной Румынии,
где нашли очень колоритные улочки, площади и дворы, прекрасно «сыгравшие» Средневековье.
Сценарий «Ученика лекаря» придумал Исай Кузнецов, заслуженный и очень опытный автор.
Долгое время он Кузнецов работал в тандеме с Авениром Заком,
вместе они создали хит «Достояние республики» (1971).
Когда Зак ушёл из жизни Кузнецов продолжил работу в кино, по его сценариям Ричард Викторов снял фантастическую дилогию о путешествиии к дальним мирам, а Вениамин Дорман и вовсе стал его постоянным режиссёром.
Но разрабатывал Исай Кузнецов истории, главным образом, приключенческие, сказок в числе его произведений не было, и
«Ученик лекаря» стал своего рода пробой пера.
Кадр из фильма. Георгий Мануков в роли царя, который сначала хотел быть неузнанным, а после драки расстроился, что его не узнали
Сценарий попал к Борису Рыцареву, а он как раз был режиссёром-сказочником. Первая же работа Рыцарева в этом жанре стала кинохитом — это была «Волшебная лампа Аладдина» (1966), которую сегодня можно без колебаний назвать классической киносказкой.
Рыцарев охотно взялся за эксперимент с форматом «Стерео-70», хотя создавать такой фильм было гораздо сложнее, чем обычный.
В интервью режиссёр рассказывал, что гримеры, бутафоры и декораторы работают на износ, поскольку камеры беспощадно выхватывают даже малейшие промахи.
А ещё группе необходим был размах, огромное пространство для съёмок, чтобы у операторов была возможность отъехать. Интересно, что Борис Рыцарев хотел дать ленте третье измерение не только как техническую составляющую, но и как моральную.
«Мы стремимся наполнить то, третье измерение, в котором и будет воспринимать нашу сказку зритель, высокой эмоциональностью», — так говорил о будущей картине режиссёр.
Главные роли в сказе сыграли молодые актёры Олег Казанчеев и Наталья Вавилова. Действие происходит в Сердневековье, и как-то в город прибывает весельчак-шарлатан Радомир, выдающий себя за лекаря и сбывающий нелепые снадобья доверчивым людям.
Здесь он встречает бродячих артистов и влюбляется в танцовшицу Тодорку, мать которой не может ходить. Чтобы вылечить женщину, а заодно и стать настоящим лекарем,
Радомир хочет наняться в ученики к царскому врачевателю Вазили. Но тот, жадный, злобный и одинокий человек, никому секретов не выдаёт и в слуги предпочитает брать только глухонемых.
Олег Казанчеев, тогда актёр Театра на Таганке, не был новичком в кино, сниматься он начал несколько лет назад, но в совсем небольших ролях, в которых зрители его не замечали.
Борис Рыцарев доверил актёру роль главную, и именно в ней Олег Казанчеев фактически и дебютировал на экране.
Выбор оказался удачным: артисту очень пошёл средневековый образ и после выхода ленты зрительницы в него повлюблялись.
В отличие от партнёра Наталья Вавилова была уже знаменитостью. Впервые аудитория её оценила после съёмок в школьной драме «Розыгрыш» (1976) режиссёра Владимира Меньшова, а потом у неё была поистине звёздная роль в мелодраме «Москва слезам не верит» (1980). Но
Наталья хоть и была более опытной и популярной, перетягивать внимание на себя не стремилась, так что дуэт Тодорки и Радомира вышёл по-настоящему трогательным, романтичным и гармоничным.
Второстепенные роли получили актёры старшего поколения, которые давно заслужили статус любимцев. Неходячую мать Тодорки сыграла Ариадна Шенгелая, лекаря Вазили — Олег Голубицкий,
царского библиотекаря — Михаил Глузский.
Самого царя весьма забавно изобразил ещё один дебютант — выпускник Школы-студии МХАТ Георгий Мануков,
а глуповатого горожанина, парня Гроздана, который сначала захотел отомстить Радомиру за дешёвый обман, а потом передумал, — Виктор Ильичёв.
Отдельно, конечно, надо отметить музыкальное оформление, к которому также приложили руку знаменитости. Стихи для песен написал поэт и драматург Виктор Коростылёв, музыку — Микаэл Таривердиев.
А исполнило мелодичные лиричные композиции трио «Меридиан», и это несомненно добавило фильму обаяния.
Кадр из фильма. Наталья Вавилова в роли Тодорки, которая не хочет быть царицей, а хочет любить и быть любимой
Прокат «Ученика лекаря» стартовал в начале 1984 года. Нельзя сказать, что сказка стала очень успешной, но всё же это был заметный фильм, к тому же стереоскопический, а такие выходили нечасто. А ещё интересно, что
на экране Радомир, получивший яд от учителя Вазили, произносит клятву Гиппократа (хотя, похоже, в каком-то усечённом варианте). Не уверена, что где-то ещё в кино герои эту клятву произносили.
А какие советские стереофильмы видели вы?