Вадим Абдрашитов не сразу пришёл в кино, поначалу он выбрал технический вуз, вдохновившись достижениями советской науки, в том числе космонавтики. Но потом, уже 25-летним, всё же поступил во ВГИК.
По любопытному стечению обстоятельств он попал в мастерскую Михаила Ромма. Когда-то Вадим оказался свидетелем киносъёмок в московском аэропорту Внуково.
Там работала группа Ромма над будущим кинохитом «Девять дней одного года» (1961). Спустя несколько лет Абдрашитов стал студентом Ромма.
Напечатанный в «Литературной газете» рассказ Григория Горина попался на глаза студенту Абдрашитову случайно.
Он как раз искал тему для курсовой и один день из жизни среднего, совершенно обычного человека Андрея Потапова, который и описал Горин, его заинтриговал.
За сценарием он отправился к самому писателю, но тот предложение написать сценарий встретил без энтузиазма.
Григорий Горин к тому моменту уже был известен как драматург, пишущий для театра, но вот опыта работы для кино у него не было. К тому же он не верил в возможность экранизации рассказа: слишком уж узнаваем в своих изворотливости и приспособленченстве был центральный персонаж.
Тогда Вадим Абдрашитов сам переделал рассказ и начал подбирать главного исполнителя.
Всего на роль Потапова было семь претендентов, одним из основных стал Валентин Гафт. Но у молодого режиссёра были сомнения: Валентин Гафт непременно принёс бы в роль серьёзность, некоторую усталость от жизни, опыт разочарований.
А здесь нужен был герой, который обаял бы зрителей, эдакий симпатичный весельчак, лёгкий, с ребяческим задором, пусть и немного неповоротливый.
И в конце концов его нашли: Потаповым стал популярный актёр Валентин Смирнитский, уже сыгравший и в комедиях «Королевская регата» (1966) и «Семь стариков и одна девушка» (1968), и в более серьёзных фильмах.
В других ролях появились Евгения Филонова, Наталья Гурзо, Александр Филиппенко. В небольшой сцене появился Семён Фарада, тогда ещё не использовавший псевдоним и в титрах фигурировавший как Фердман.
Отдельная история была связана с Театром на Таганке, куда Потапов в рассказе Григория Горина отправлялся смотреть спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким.
Начало семидесятых — это эра расцвета театра, билеты купить туда было крайне сложно, на спектаклях неизменно был аншлаг, тем более с участием Высоцкого.
Коллеги отговаривали Абдрашитова от попыток задействовать театр в студенческой картине, но он всё-таки отправился к тогдашнему руководителю Таганки Николаю Дупаку.
Тот дал разрешение на съёмки, но с условием, что появится в картине Абдрашитова сам. Режиссёр условие выполнил:
Николай Дупак не задействован ни в одной сцене, зато на экране появляется его портрет, висящий в актёрской галерее в фойе.
Ну а «Остановите Потапова!» может похвастаться эпизодом с Высоцким в образе Гамлета.
В 1973 году Вадим Абдрашитов подготовил курсовую короткометражку к сдаче.
Работа произвела фурор, и не последнюю роль тут сыграли необычные кинематографические приёмы, которые использовал режиссёр:
вставки документальных кадров, иллюстрирующих содержание газеты, использование кадров и музыки из прогремевшей французской мелодрамы «Мужчина и женщина» (1966), сочетание серьёзности и даже трагичности сцены на кладбище с лёгкой комичностью героя. К сожалению, не увидел работу ученика Михаил Ромм, ушедший из жизни осенью 1971 года, но
для Вадима Абдрашитова он навсегда остался мастером и учителем, на которого он равняется.
Через несколько лет, когда придёт время сделать уже дипломную картину, Вадиму Абдрашитову предложат использовать для «Остановите Потапова!» для защиты диплома, так что его курсовая станет и дипломной.
Интересно, что Валентин Смирнитский долго не видел этот свой фильм, но когда коллеги начали постоянно восхищаться его ролью, он всё же посмотрел работу студента Абдрашитова и тоже оценил его дар.
А вам хочется остановить Потапова? Или пусть и дальше идёт своим путём?