Рабство в Риме, вопреки устоявшемуся мнению, могло иметь свой срок
Древний Рим существовал двенадцать столетий, и за столь длинный срок в его укладе произошло множество перемен. В самом начале рабов у римлян было не так уж и много – они сами трудились в поле и на кузнице.
Мелкие собственники составляли основу общества и армии. Они не привыкли к праздности и богатству, а потому не нуждались в лишних ртах. Поэтому-то захваченным пленникам не старались сохранить жизнь.
А потом начался расцвет государства, и в Рим отовсюду повезли тысячи и тысячи рабов. Полководцы пытались перещеголять друг друга, сообщая о множестве пленников, которых обращали в бесплатную рабочую силу.
Это привело к колоссальному сокращению класса свободных собственников, работавших на своей земле.
Основная масса людей превратилась в нахлебников, пассивно ожидавших раздачи хлеба и ежедневно посещавших своего патрона, чтобы получить немного денег (при Траяне, например, обычно по 6 сестерциев в день, что для многих являлось основным доходом).
Фактически рабство «уничтожило» изначальный Рим.
Однако и тогда число рабов на полуострове составляло не больше трети от населения. А если брать всю империю, их доля была в несколько раз меньше. Для сравнения: в воинственной Спарте число рабов превышало число граждан в несколько раз.
воинственные спартанцы быстро увеличили население в несколько раз за счет рабов
На закате Империи успешные войны стали редкостью, и приток рабов сократился.
Менялось и отношение к рабам. Если в ранние периоды римской истории им не было гарантировано никаких основных прав, то со временем были введены первые законы в их пользу.
Так в 326 году до н.э. было запрещено рабство за долги. С этого момента должник рисковал только активами. В 115 году до н.э. вольноотпущенники получили (пусть и с ограничениями) право голоса.
С 82 года до н.э. хозяевам запретили убивать рабов, не виновных в преступлениях. Закон 32 года н.э. дал право рабу отказаться от выступления в цирке, даже если приказывает хозяин. А с 52 года н.э. хозяева стали обязаны оказывать медицинскую помощь больному рабу.
Конечно, есть закон, а есть практика его исполнения. И чем дальше от Рима, тем больше было злоупотреблений. К тому же, существовали «изящные» способы закон обойти.
Так, забота о больном рабе могла сводиться к тому, что его отвозили на остров посреди Тибра, и там же оставляли.
Под это была подведена «божественная основа» — на острове находился храм бога здоровья Асклепия – он же наверняка поможет! Только император Клавдий прикрыл такую практику.
Но самое главное: положение раба в Риме не было вечным! Конечно, у раба, трудившегося на рудниках, шансов освободиться было немного (да и жили они недолго).
Занятые на полях тоже имели немного перспектив. В основном потому, что свобода зависела от личного расположения хозяина, а он мог десятилетиями не посещать своих отдаленных владений…
А вот у раба домашнего, тем более оказавшегося в Риме, возможностей было множество. Таких отпускали много и часто. Обычная длительность рабства в разные эпохи составляла от 6 до 30 лет.
Цицерон сравнивает первые 6 лет диктатуры Юлия Цезаря с полным сроком рабства. А вот Октавиан Август требовал освобождать рабов не ранее, чем через 30 лет службы.
Способов получения воли рабами было много. Кино рисует перед нами красивую сцену освобождения гладиаторов по решению зрителей. На самом деле, более распространенный способ — освобождение по завещанию, иногда предусматривающему даже некоторый дар.
Но часто освобождали и при жизни хозяина. Тот мог предстать перед магистратом и объявить свою волю, а потом дать освобождаемому символическую пощечину, как последнее оскорбление, которое он от него получает (это напоминает средневековое посвящение в рыцари, когда посвящаемый получал легкий удар, как последний (по крайней мере безнаказанный) в его жизни.
Но можно было просто подержать раба за руку и публично сказать, что он свободен. Кстати, «освободить» — manumissio — буквально звучало как «отпустить из своих рук».
Делали так даже во время пира. У красивых рабынь была возможность получить волю, если кто-то пожелал взять их в жены. И такое случалось нередко!
Достаточно часто раб мог выкупить себя сам. Да, у рабов могли быть деньги! Кто-то был обучен ремеслу и имел возможность в свободное время подработать, либо фактически существовал как крепостной, внося «оброк» хозяину.
Некоторые владельцы рабов не кормили их, но выдавали деньги на еду и одежду, а те усиленно экономили. Иногда раб мог занимать и серьезную должность, например управляющего поместьем.
В этом случае возникали забавные ситуации, когда свободные римляне (арендаторы, подрядчики) толпились в «приемной», ожидая аудиенции у раба.
Такие умельцы имели много возможностей сколотить приличный капитал. Правда и хозяин, догадываясь об источнике средств, мог поторговаться…
В какой-то момент освобождать рабов стало выгодно. Бывший хозяин снимал с себя бремя содержания стареющих рабов.
Вольноотпущенники получали бесплатных хлеб от государства, при этом зачастую продолжая трудиться за умеренную плану у прежнего хозяина (а куда им идти?).
Если хозяин увлекался политикой, он получал бесплатную массовку, восхищавшуюся им.
Явление приобрело такие масштабы, что император Август начал принимать меры. Количество одновременно освобождаемых рабов было им ограничено, и зависело от общего числа прислуги у хозяина.
Но в любом случае запретили освобождать за один раз более 100 человек. Ограничивали и возраст отпускаемых рабов. Освобождение стало платным.
Хозяин платил за каждого освобождаемого раба налог в размере 5% от его стоимости. И все же каждый год тысячи человек становились вольноотпущенниками. И Рим их охотно принимал. Но с оговорками.
Во-первых, существовал «контроль качества» новых граждан. Так закон Элия Сенция запрещал освобождать рабов, которые были в качестве наказания закованы в цепи или заклеймены, либо совершили какое-либо преступление.
Даже если их освобождали, их статус был: «Враг, сдавшийся на милость победителю».
Во-вторых, вольноотпущенник не получал автоматически доступа к должностям и магистратурам. Всю полноту политических прав обретали только его потомки.
В Риме постоянно возникали экономические проблемы. Поэтому на «ускорение» в разное время могли рассчитывать пожарные, кораблестроители, строители пекарен.
Иногда возникал недостаток мелких муниципальных служащих, готовых «пахать» за маленькую зарплату. Ну как тут не воспользоваться таким ресурсом, как вольноотпущенники?
И, конечно, как в любой динамической системе, в какой-то момент начался и обратный процесс.
При Диоклетиане и его преемниках жители многих провинций Римской империи были прикреплены либо к определенному участку земли, либо к своему месту жительства, а также к определенной профессии, которая передавалась по наследству.
Иногда достаточно было прожить несколько лет в одном месте, чтобы больше никогда без разрешения его не покидать. Рим изживал себя. Зарождался новый строй. Но это уже, как говорится, совсем другая история.