В советском кино актеры были самых разных типажей и национальностей. Яркие черты лица некоторых из них порой сбивали публику с толку, заставляя задуматься об их происхождении.
В этом материале мы вспомним популярных артистов той эпохи и узнаем об их корнях, подаривших им столь запоминающуюся внешность.
Георгий Милляр
Георгий Милляр появился на свет в Москве, в семье инженера-строителя Франца де Мильё, француза родом из Марселя, и Елизаветы Журавлевой, дочери иркутского золотодобытчика. Несмотря на дворянское происхождение, отец актера не уповал на семейное наследство, а трудился, не покладая рук, да еще и в чужой стране.
Увы, Франц ушел из жизни в 1906 году, когда Георгию было менее трех лет. Перед началом Первой мировой войны мать с сыном переехали из Москвы в Геленджик, избегая политических потрясений в стране, но революция все равно настигла их.
Как итог — конфискация дома на Черном море и переезд в скромную московскую коммуналку. На всякий случай семья сменила «подозрительную» фамилию на более простую — Милляр. Из страха актер всю жизнь скрывал, что хорошо знает французский и немецкий языки, которые он выучил в детстве с гувернантками.
Элина Быстрицкая
Самая красивая казачка советского кинематографа, Элина Быстрицкая, на самом деле была еврейкой. Правда, в семье звезды «Добровольцев» и «Тихого Дона» не следовали еврейским традициям и не говорили на иврите.
Элина впервые столкнулась с осознанием своей этнической идентичности на волне антисемитских движений в СССР. Например, после театрального института Быстрицкой не удалось устроиться в престижный театр: говорили, это из-за ее корней. Впрочем, в те годы подобное было вовсе не редкостью.
Василий Ливанов
«Со стороны отца были ушкуйники, симбирские казаки…» — отмечает актер Василий Ливанов. Собственно, фамилия Ливанов произошла от слова «лив» — так его предки называли талый снег, который сливается в Волгу по весне.
Мать артиста и вовсе была полькой и свой род вела от викингов, которые в XIII веке на драккарах вплыли в устье реки Неман, а затем расселились по всей Восточной Польше. «Выходит, у меня с одной стороны речные разбойники, а с другой — морские, викинги!» — объясняет Василий Борисович.
Алиса Фрейндлих
Алиса Фрейндлих гордится своими предками. Ее отец, коренной немец Бруно Фрейндлих, родился в России. Его предки были мастерами-стеклодувами, перебравшимися в эти края еще в XVIII веке по царскому указу.
Однако на дедушке Алисы семейное дело закончилось — Артур Иванович переквалифицировался в обувного мастера, а его сын (отец звезды «Служебного романа») и вовсе стал актером. Собственно, благодаря театру Бруно и познакомился с мамой Алисы: Ксения Федорова была одной из студенток на драматических курсах Театра рабочей молодежи.
Интересный факт: изначально Ксения Федоровна хотела назвать дочь Наташей, но новоиспеченный папаша настоял на другом имени. Ему показалось, что сочетание Наталья Бруновна Фрейндлих звучит странно — а вот Алиса вписывается гораздо лучше.
Талгат Нигматулин
Талгат Нигматулин стал плодом любви татарина и узбечки. Яркая внешность обеспечила Талгату множество интересных «этнических» ролей в кино. Например, ему частенько доверяли играть японцев — как в фильмах «Приказ: перейти границу» (1982) и «Жизнь и бессмертие Сергея Лазо» (1985).
Но большинство зрителей запомнили Нигматулина по роли Индейца Джо в мини-сериале «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981). Мария Миронова вспоминает, что ужасно боялась загримированного Нигматулина — образ жуткого индейца еще долго преследовал ее в кошмарах.
Увы, судьба у актера получилась трагической. Мужчина попал в секту, члены которого в итоге в лишили его жизни.
Матлюба Алимова
Матлюба Алимова семь раз за свою карьеру играла цыганку — особенно хорошо публика помнит ее Настю в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая». Однако к этой национальности она не имеет никакого отношения.
Актриса родилась в Узбекистане, в семье узбека и русской. Родители звезды познакомились в Уфе, где служил ее отец. После свадьбы мужчина перевез молодую супругу в Андижан, где и родилась Матлюба (или Матлубэ — именно так артистка зовется по паспорту).
Русская невестка не понравилась родственникам жениха. В конечном итоге, под влиянием семьи отец Алимовой расстался с супругой и женился на узбечке. Матлубэ так и не освоила узбекский язык и после школы переехала в Москву, где живет по сей день.
После выхода «Цыгана» Алимову стали считать своей в диаспоре. «Сказать, что они меня полюбили — ничего не сказать. Цыгане меня своей считали.
Так и говорили: «Настя, ты наша». Надо хорошо знать эту нацию, чтобы понять: такие слова дорогого стоят. Цыгане чужаков не признают и своими просто так не называют», — поясняет Матлюба.
Анастасия Вертинская
Звезду «Человека-амфибии» Анастасию Вертинскую часто называли «советской актрисой с антисоветской внешностью» или «нашей Вивьен Ли». Красота Вертинской — подарок ее знаменитых родителей. Мать, актриса Лидия Циргвава, была наполовину грузинкой.
Отец, легендарный эстрадный певец Александр Вертинский, был русским, хотя существуют предположения о его польском происхождении.
Родители Анастасии казались поистине необычайной пары. И дело было не только в разнице в возрасте в 34 года. Уж больно экзотичным для здешних краев было лицо Циргвавы.
«Когда они приехали в Союз (супруги познакомились и поженились в Шанхае, где родилась Лидия — прим. ред.), пошли сплетни, что Вертинский взял в жены персиянку — «Шамаханскую царицу». Заметьте — все сравнения сказочные. Мамина красота действительно была нереальной, не земной, а какой-то инопланетной. Абсолютный Аватар!» — вспоминает Анастасия.
Семен Фарада
Многие зрители задавались вопросом: кто по нации актер Семен Фарада — может быть, грузин или армянин? На самом деле, оба его родителя, Лев Соломонович и Ида Давыдовна (урожденная Шуман), были евреями. А настоящая фамилия звезды экранов — Фердман.
Свой псевдоним Семен Львович обрел во время съемок в эпизодической роли в фильме «Вперед, гвардейцы» (1971). Когда подошло время составлять титры, режиссер признался, что неблагозвучную еврейскую фамилию Фердман внести не получится.
«Ну, тогда придумайте сами какую-нибудь шараду!» — огрызнулся раздосадованный артист. «Шарада-фарада, шарада-фарада…» — задумчиво забормотал режиссер. А потом пожал плечами: мол, чего мудрить — будешь Фарадой!
После выхода картины предложения о съемках начали поступать и Фараде, и Фердману, и Семен Львович принял решение официально изменить фамилию во всех документах.
Наталья Варлей
Наталья Варлей — ни дать ни взять заграничная кинозвезда, такая здешняя и нездешняя одновременно. Это чувство у зрителя возникает не случайно: она в каком-то смысле и есть иностранка.
Необычная фамилия досталась актрисе от родственников-валлийцев. Отец рассказывал Наташе историю о двух братьях Варлей, владельцах конного завода, женившихся на русских женщинах.
Но это еще не все. Помимо валлийцев, среди предков звезды были и французы. Мама актрисы, Ариадна Сенявина, является внучкой знаменитого горного инженера Евгения Николаевича Барбот де Марни, потомка эмигрантов из Франции.
«В моей крови целый коктейль из разных национальностей», — констатирует Варлей.
Михаил Козаков
Со стороны матери Михаил Козаков — немного грек, немного серб. Отец актера — представитель интеллигентной еврейской семьи. Но в Израиле, куда в 1991 году Михаил перебрался с семьей, отцовские корни Козакова не имели значения, поскольку национальность в этой стране определяется по материнской линии.
Михаил обычно представлялся «папой еврея» — имея в виду своего сына, рожденного от еврейки по крови. Иврита Козаков поначалу не знал, владел буквально двумя словами. У артиста, уже немолодого, ушли годы на то, чтобы освоиться и выучить язык, с помощью которого он смог бы донести свой талант до зрителя.
Владимир Басов
Какого финна наиболее часто ассоциируют с российским кино? Вы, наверняка, сразу вспомните Вилле Хаапасало из «Особенностей национальной охоты». А ведь мало кто знает, что финские корни были у нашего Владимира Басова, знаменитого «Дуремара» и «короля Джакомона».
Отец актера, коренной финн, носил фамилию Басултайнен: после учебы в Тартуском университете Эстонии он перебрался в Россию, где познакомился с будущей женой. Кроме того, среди предков Владимира Павловича были грузины.
«Внешность у него была нетипичная, многие считали, что отец — еврей. А у него в родне были грузины и, как ни странно, финны. Но, бывало, к Басову подходили на улице характерно-носатые люди и говорили: “Мы за вами следим, Владимир Павлович. Следим очень внимательно.
Вы всегда умели нас удивлять. Спасибо вам”. Я спрашивал: “А что же ты не отрицал”. Он смеялся: “Зачем? Так легче жить. В случае чего — евреи помогут, все для меня сделают”», — вспоминает сын артиста.