— Театр был родным домом, но его выпроводили оттуда силой — жизнь и забвение Юрия Пузырева

После ухода Заслуженного артиста РСФСР Юрия Пузырёва вдова с горечью рассказывала, как мужа, обожавшего родной МХАТ и посвятившего ему жизнь, за ненадобностью оставили на обочине, вышвырнули из театра, как использованную ветошь.

На протяжении нескольких десятилетий он с радостью выходил на мхатовскую сцену, коллеги любили его, однако после раскола театра артист вдруг оказался «не у дел».

Количество ролей сократилось до минимума, и те были эпизодическими, а потом его уволили.

Предательство со стороны руководства и коллектива подкосило здоровье артиста.

Через два месяца Юрия Пузырёва не стало.

Сегодня хотим вспомнить замечательного артиста, пробежаться по значимым вехам его театральной и закулисной жизни.

Отец маленького Юры в 30-е годы был отправлен в лагерь на исправительные работы. Причиной репрессии стали его троцкистские взгляды.

Мать, Евгения Арефьевна, осталась одна воспитывать сына. Мать работала инженером на одном из ленинградских заводов.

Война застала пятнадцатилетнего Юрия с мамой в городе, маленькая семья не успела эвакуироваться из Ленинграда.

С водой и питанием становилось всё хуже, шансы выжить оставались лишь у крепких духом и здоровьем, либо у спекулянтов и проходимцев.

Пока ситуация не вышла из-под контроля, Евгения Арефьевна раздобыла для сына старый вещмешок, сложила вещи подростка и посадила его на баржу, перевозившую жителей блокадного города через Ладожское озеро.

Сама осталась в городе, работала на военную промышленность — изготавливала снаряды для фронта.

Юрий попал в число первых эвакуированных жителей города. До этого власти не рисковали переправлять людей через озеро.

Мать предупредили, что переправа — смертельно опасное мероприятие, возможно, её сын вместе с остальными пассажирами не достигнут противоположного берега.

Но Евгения Пузырёва решила: так у Юрочки будет хоть маленький шанс выжить. В осаждённом немцами городе его практически не остаётся.

Вплоть до 1944 года мать не получала от сына вестей. Но материнское сердце верило, что Юра жив и вернётся домой. Так и случилось.

В один из дней на пороге квартиры вырос молодой мужчина с густой бородой и сплошь пропахший махоркой.

В красивом парне было трудно узнать маленького Юру.

Оказалось, что в эвакуации молодой человек поступил в строительный техникум, окончил и получил профессию слесаря.

В Ленинграде устроиться по специальности у Юрия не получалось, поэтому мама через приятельницу пристроила его актёром в Большой драмтеатр имени Горького.

Отсутствие образования мешало играть ведущие роли, но в массовке и в смене декораций Пузырёва задействовали весьма активно.

Худрук посмеивался над парнем, после каждого спектакля громко благодарил Юрия, без которого, по его словам, хлипкие декорации упали бы на пол и труппу ждал провал.

Этот же руководитель помог Пузырёву с местом в Школе-студии МХАТ. Когда парень уезжал учиться, руководитель театра пообещал выбить ему место в театре и крупные роли.

В родной Ленинград Пузырёв больше не вернулся.

Через несколько месяцев он встретил будущую супругу, Анну.

Молодые люди повстречались недолго, очень скоро поженились.

Жили скромно, стипендии хватало на съём небольшой комнаты в коммунальной квартире. Проблема была с покупкой еды.

Молодожёны питались только жареной картошкой и манной кашей. После получения диплома Пузырёва приняли на работу во МХАТ.

Материально семья стала жить гораздо лучше, к тому же администрация театра выделили молодой семье хорошую двухкомнатную квартиру.

Юрий перевёз из Питера маму, которой было одиноко в Ленинграде.

Она стала помощницей в воспитании новорожденного сына Анатолия, который, повзрослев, тоже посвятил жизнь театру. Сегодня Анатолия Пузырёва можно увидеть на сцене театра на Литейной.

В кино артист запомнился зрителям по фильмам «И снова Анискин», «Море зовёт», «Слепой музыкант», «Переходный возраст» и другие.

Ролей было немного, но все были звёздными.

Юрий Пузырёв имел роскошный голос.

Он исполнил песни «Прощание с Братском», «Давным-давно была война», «Мы учим летать самолёты». Он был мастером дубляжа советских мультипликационных фильмов и зарубежных картин.

Но театр всегда был на первом месте. Ни один спектакль не прошёл без его участия, на сцену выходил даже если неважно себя чувствовал. Коллег считал своей второй семьёй, о чём постоянно говорил.

Как и в любом театре, за кулисами МХАТа кипели страсти и интриги.

Артист старался обходить неприятные моменты, занимал нейтралитет, боялся оскорбить или обидеть членов большой актёрской семьи.

Пузырёв неоднократно говорил, что относится к разряду тех людей, которые с удовольствием идут на работу и не торопят время, чтобы поскорее закончить рабочий день и сбежать домой.

В 1987 году во МХАТе наметился раскол, труппа разделилась на две части. Одной руководил Олег Ефремов, второй — Татьяна Доронина.

Причиной стал приказ, прилетевший руководству театра, с требованием сократить штат актёров и обновить репертуар.

Тут обнажилось истинное лицо каждого члена труппы. Актёры ругались, срывались на крики и оскорбления, практически дрались за право остаться с тем или другим руководителем.

Пузырёв вместе с Леонидом Харитоновым в один голос умоляли не опускаться до уровня базарных тётушек, не терять человеческий облик, остаться дружным и сплочённым коллективом.

Проблема так и не решилась, и Пузырёву пришлось выбирать с кем дальше он продолжит сотрудничать. Юрий выбрал Татьяну Доронину, о чём в будущем горько пожалел.

Шли годы, ролей становилось всё меньше. Критической точкой стал 1991 год, когда Пузырёва не задействовали ни в одном спектакле.

От отчаяния артист решился пойти в кабинет к Дорониной, чтобы выпросить для себя хотя бы крохотную роль в запланированных спектаклях.

Разговор вышел из-под контроля, Пузырёв нервничал и даже кричал на директора, после чего Доронина спокойно предложила ему выйти из кабинета, озвучив, что этот день он может считать последним трудовым.

После увольнения артист попытался устроиться в театр к Олегу Ефремову, но и там ему жёстко отказали, намекнув, что выбор он сделал неверный, за что и расплачивается.

Мест для Пузырёва в труппе нет. Боль и обиду на любимый театр усилил неприятный инцидент, который произошёл через несколько месяцев после увольнения.

Артист решил заглянуть к коллегам в гости, поговорить, вспомнить былые времена, но на пункте охраны его грубо схватили и буквально выпихнули на улицу. Юрий остро переживал разочарование.

Жена рассказывала, как Юрий часто в одиночестве долго сидел на кухне, сон и аппетит его нарушились.

Денег не хватало.

Чтобы поддержать семью, Пузырёв устраивал сольные концерты.

Последний день жизни артист Юрий Пузырёв встретил в Душанбе, где должен был пройти его сольный концерт.

Зал был пустой, выкупили только три билета.

Чтобы справиться со стрессом, Юрий решил напиться «в горькую».

У артиста случился сердечный приступ.

Ему было 65 лет.

Анна, жена Юрия Пузырёва, позже говорила, что театр муж любил едва ли не больше, чем родной дом.

И именно отсюда его выгнали силой.

Судиться, скандалить, отстаивать правду она не стала, но горькую обиду на Татьяну Доронину пронесла через всю жизнь.

Оцените статью
— Театр был родным домом, но его выпроводили оттуда силой — жизнь и забвение Юрия Пузырева
Ушёл от жены с детьми и женился на казашке на 23 года младше, а она родила ему ещё 3-х: Виражи любви «пельменя» Дмитрия Соколова