В конце октября этого года Папанову могло бы исполниться 102 года. Актер ушел в поздней зрелости – ему было всего 64 года. Хотя среди обычного населения дял мужчины-работяги такой возраст считается вполне себе «пожилым». Но в жизни Папанова не было тяжелого физического труда — актер театра и кино, театральный педагог и режиссёр – его деятельность была в первую очередь интеллектуальной.
Дуэт Папанова и Миронова возник еще в 60-х, когда вышел фильм Рязанова «Берегись автомобиля». Затем были съемки «Бриллиантовой руки» и комедии «12 стульев». Зрители, были уверены что между ними неподвластная времени дружба.
Однако, как утверждают близкие Анатолия Дмитриевича, никаких близких отношений между ним и Мироновым не было. Разница в 19 лет и разные характеры свели на нет любое общение.
«Многие считают, что они дружили с Мироновым, а у них просто были хорошие приятельские, партнерские отношения. Потому что Андрей Александрович Миронов, по-моему, все-таки был тусовщиком. У них там Александр Анатольевич Ширвиндт, Державин, Захаров, Горин, Арканов…
А папа — нет. И он еще по гороскопу Скорпион… Кстати, этот знак очень ему подходит: он и самоед был, и скрытный, и весь в себе… Такого, чтобы где-то кутить, гулять, не было никогда — он семью любил», — размышляет дочь Анатолия Дмитриевича.
Кстати, о дочери. Елена Папанова (род. 1954) — единственный ребенок Папанова.
Она тоже стала актрисой, фильмография у нее довольно «крутая» — 86 работ, и многие — в обсуждаемых, непростых проектах. Она сложная и многогранная актриса. Для меня лучшей ее ролью стала роль директрисы в скандальном сериале Гай Германики «Школа».
Итак, что еще рассказала дочь актера в новом интервью каналу «ОТР»?
Вспоминая о последних днях жизни отца, она рассказывает, что почти перед смертью актеру предложили озвучить новую серию «Ну, погоди!». Однако этой творческой задумке не было суждено сбыться. А вообще, волка Папанов перестал любить после того, как народное внимание обрушилось на него из-за этой озвучки.
«Понимаете, любому актеру нравится, когда тебя узнают на улицах, просят автограф. Но когда это превращается в патологию, то становится страшно.
Он, как известно, озвучил Волка из «Ну, погоди!». И после этого не проходило дня, чтобы на улице на него кто-нибудь не показал пальцем и не сказал: «Смотри, Волк идет». Он возненавидел этот мультфильм и неоднократно говорил: «Волк перегрыз всю мою актерскую биографию».
Если ты сыграл Городничего в «Ревизоре», Фамусова в «Горе от ума» и другие сложные роли, то будешь надеяться, что именно они западут зрителю в душу. Но в случае с Папановым все вышло не так: все первым делом вспоминали Волка и идиота Лелика из «Бриллиантовой руки».
Папе изначально эта роль не нравилась, он предлагал Гайдаю сыграть ее не столь прямолинейно, но тот отказался его слушать. В итоге и «Бриллиантовую руку» он никогда не считал большой творческой удачей» (с)
Родные Анатолия Папанова тяжело перенесли его уход. Вдова Надежда Каратаева пережила мужа на 32 года, но после трагедии отказалась от некоторых ролей, ведь не могла играть их без супруга.
«Отец обладал отменно крепким здоровьем. Разумеется, в 65 лет сердце человека не может работать так же, как в 40, но никаких признаков болезни не было и в помине .
Его смерть — это на самом деле стечение трагических обстоятельств. Он вернулся в Москву в августе 1987 года со съемок фильма «Холодное лето пятьдесят третьего». А тогда в столице как раз стояла жаркая погода. Папа зашел в квартиру, захотел принять душ.
Но горячую воду, как назло, отключили, и он решил искупаться в холодной. Видимо, организм не выдержал резкой смены температуры — папу нашли в ванной сутки спустя. Думаю, если бы в тот день была горячая вода, он до сих пор был бы жив» (с)