В 1969 году в журнале «Юность», была напечатана повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Повесть пользовалась необыкновенной популярностью, и режиссеры решили взять повесть в оборот.
Режиссер Станислав Ростоцкий, бывший фронтовик, решил экранизировать повесть. Свой фильм режиссер посвятил всем женщинам, которые пошли на войну.
Также Ростоцкий выражал благодарность медсестре Анне Бекетовой, спасшей тяжелораненого Станислава из болота под городом Дубно в 1944 году.
Исполнительниц главных ролей искали по всей стране.
На роль Жени Комельковой пробовалось много актрис. Станислав Ростоцкий остановил свой выбор на Ольге Остроумовой, до этого уже сыгравшей у режиссера в фильме «Доживём до понедельника».
Однако Ольгу едва не сняли с роли из-за проблем с гримом. Вот как об этом рассказывала сама актриса:
Меня выкрасили в рыжий цвет и сделали химию. Все завивалось мелким бесом, что мне страшно не идет. Первые кадры получились нелепые. На режиссера Ростоцкого стало давить начальство, требовали снять меня с роли. На что Станислав Иосифович ответил: «Перестаньте ее гримировать и оставьте в покое». И меня оставили в покое на неделю – я подзагорела, химия начала сходить, и как-то все само собой исправилось.
Елена Драпеко, сыгравшая Лизу Бричкину была вначале утверждена, а после снята с роли. По мнению Ростоцкого, Драпеко совершенно не подходила на роль Бричкиной.
Ведь по сценарию Лиза была плотной румяной девахой. А Елена тогда была очень худенькой. Нина Меньшикова, жена Ростоцкого, просмотрев отснятый материал сказала мужу, что он не прав, и Драпеко идеально подходит на роль Лизы.
После этого Елену вернули, вытравили ей брови, нарисовали кучу веснушек, и попросили поменять говор.
С выбором остальных актрис, проблем не возникало. Ирина Долганова, сыграла Соню Гурвич, Екатерина Маркова — Галю Четвертак, Ирина Шевчук — Риту Осянину.
А вот в роли старшины Васкова планировали снимать либо Георгия Юматова, либо Вячеслава Тихонова.
Однако Ростоцкий решился отказаться от их кандидатур, и взял на роль Васкова актера Московского ТЮЗа — 26-летнего Андрея Мартынова. Актер прекрасно воплотил образ старшины Васкова. Хотя, по словам режиссера, проблем с Мартыновым было много:
Но если бы вы видели, как начиналась с ним работа над «Зорями…», — говорил Ростоцкий. — Мартынов ничего не мог. Он при такой «мужиковатой» внешности крайне женственен. Он не умел ни бегать, ни стрелять, ни рубить дрова, ни грести, — ничего. То есть необходимых по фильму физических действий он совершать не мог. Из-за этого он ничего не мог и играть. Но работал, научился кое-чему. И в какой-то момент я почувствовал, что дело пошло.
Жила съёмочная группа в Петрозаводске. Каждый день группа выезжала в деревню Сяргилахта Пряжинского района Карелии, где и проходили съёмки.
Так как режиссер Ростоцкий, оператор Шумский и художник — постановщик Серебреников были фронтовиками, в фильме уделялось внимание мельчайшим деталям.
Снимая сцены прохода героинь по болоту, Ростоцкий постоянно находился рядом с девушками. Для Станислава Иосфовича, ходившего на протезе, это было тяжким трудом.
Протез был несовершенен, и оставлял ссадины. Чтобы надеть протез, Ростоцкий был вынужден делать новокаиновую блокаду.
Для правдоподобности, в вещмешки актрис были положены тяжёлые кирпичи. Таким образом их передвижение по болоту было совсем не лёгким.
Снимая сцену гибели Лизы Бричкиной, Ростоцкий заставлял Драпеко тонуть в болотной жиже двенадцать дублей подряд.
Екатерина Маркова рассказывала:
Ростоцкий заставил нас поверить в реальность смерти. Когда Иру Долганову, игравшую Соню Гуревич, начали гримировать, нас увели, чтобы мы не видели этого процесса. Потом мы пошли к месту съемок — расщелине, где должна была лежать Соня. И увидели то, от чего было в обморок упасть: совершенно не живое лицо, белое с желтизной, и страшные круги под глазами. А там уже камера стоит, снимает нашу первую реакцию. И сцена, когда мы находим Соню, получилась в фильме очень реалистичной, просто один в один.
Увидев Ирину в таком виде, Екатерине Марковой и Ольге Остроумовой стало плохо с сердцем. Пришлось вызвать скорую.
Во время съёмок гибели Гали Четвертак, пострадала Екатерина Маркова. Сама актриса вспоминала:
Ростоцкий решил снять крупный план спины – так, чтобы были видны дырочки от пули и кровь. Для этого изготовили тонкую доску, просверлили ее, «смонтировали» пузыречки искусственной крови и закрепили мне на спину. В момент выстрела электрическую цепь должно было замкнуть, гимнастерка должна была прорваться изнутри и хлынуть «кровь». Но пиротехники просчитались. «Выстрел» оказался куда мощней, чем планировалось. Мою гимнастерку разорвало в клочья! От увечья меня спасла лишь доска.
Фильм «…А зори здесь тихие», является одним из лучших фильмов про войну. Он заслуженно стал классикой советского кинематографа.
И до сих пор пересматривая этот фильм, мы не можем сдержать своих слез и переживаний, видя гибель молодых девушек.