режиссёру пришлось добиваться, чтобы Борисову дали разрешение сниматься.
Фильм, который изначально назывался «Диалоги», для дуэта Миндадзе-Абдрашитов стал четвёртым. На роль прямолинейного следователя Ермакова режиссёр попробовал Анатолия Солоницына, но потом понял, что героем должен стать Олег Борисов.
Актёр же в то время был в некоторой опале: годом ранее Олег Борисов скандально покинул съёмочную площадку биографической ленты «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980), хотя всегда мечтал воплотить образ писателя в кино.
На замену режиссёр Александр Зархи пригласил Анатолия Солоницына, который и сыграл русского классика. Из-за этого манёвра
Борисову запретили работать на «Мосфильме», но Вадим Абдрашитов настоял и всё-таки заполучил артиста в группу.
Сюжет, придуманный Александром Миндадзе, был очень жизненным:
поезд попал в аварию, но машинист ценой собственной жизни предотвратил катастрофу.
Следователь Ермаков выясняет, что к аварии привела не случайность, а целый клубок проблем, в том числе невнимательность самого машиниста, безалаберность сцепщика и безответственность начальника депо. Но
машиниста в городке, где всё и происходит, уже признали героем, совершившим подвиг,
местный журналист Малинин написал хвалебную статью, вовсю идёт работа по установке памятника по присвоению имени героя депо. Ермаков со своим желанием докопаться до истины и наказать виновных оказывается тут весьма некстати.
Анатолию Солоницыну отошла роль Малинина, главного оппонента Ермакова.
Собственно, диалоги и конфликт следователя Ермакова и журналиста Малинина и есть основная идея истории.
Оба — сформировавшиеся взрослые люди, и если Ермаков — максималист, которому справедливость важнее эмоций, то Малинин руководствуется принципом, что зло не надо умножать, что принесённых жертв уже достаточно, что поиск новых виновных лишь разбередит раны и лишит машиниста звания героя. У каждого из них своя правда, но
где находится истина, каждому зрителю предстоит решить самому.
Вадим Абдрашитов сказал про фильм так:
«Мы стремились к тому, чтобы на экране жили подлинные, непридуманные люди, каждый со своей правдой, своим отношением к бытию».
И для Олега Борисова, и для Анатолия Солоницына «Остановился поезд» стал яркой и успешной: оба исполнителя позднее заслужили похвалы за достоверность и выразительность.
Обоим удалось воплотить замысел режиссёра: местами действительно кажется, что в кадре не актёры, а свидетели происшествия, которых судьба вовлекла в эту историю.
Олег Борисов сыграл героя компанейского, улыбчивого, общительного, который за секунду может стать холодным, замкнутым, закрывшимся в себе, жёстким.
Анатолий Солоницын показал журналиста созерцательным, медлительным, предпочитающим скорей наблюдать, а не предпринимать, но в редкие моменты проявляющим горячность, непримиримость, страстное желание отстаивать своё мнение.
Это противопоставление темпераментов и жизненных идеологий и заставило (да и заставляет) аудиторию следить за развитием сюжета.
Другие роли в фильме сыграли Людмила Зайцева (вдова машиниста), Михаил Глузский (сцепщик), Николай Скоробогатов (начальник депо), Нина Русланова (чиновница из исполкома).
Кстати, Нину Русланову тут тоже отметили.
Она появилась в образе, для себя нетипичном и новом: героини бесстрастной, но умной, умеющей просчитывать наперёд, деловой и хваткой.
Съёмки драмы проходили неподалёку от Москвы: в Серпухове, Малоярославце и Пущине, причём почти все кадры сняты в реальных интерьерах,
а не в декорациях, что сделало ленту ещё более близкой зрителям. Но когда её подготовили к прокату, худсовет выход не одобрил и прокат на время придержали.
Официальная премьера прошла в конце 1982 года и тогда же московские прокатчики начали своеобразный эксперимент, участником которого оказалась лента «Остановился поезд».
Киночиновники задумались,
как лучше массовой аудитории преподносить непростые фильмы, требующие осмысления, и как повысить заинтересованность зрителей в подобных историях.
Именно поэтому «Остановился поезд» сначала в течение двух недель подряд показывали в кинотеатре «Россия», потом ещё в нескольких крупных столичных кинотеатрах и только потом отправили в более мелкие районные.
Многие показы сопровождались выступлениями участников съёмок, что, конечно, публику привлекало и повышало посещаемость сеансов.
В число лидеров проката драма не вошла, но собрала более 15 миллионов зрителей, что для картины со спорным и неоднозначным сюжетом было довольно много.
Фильм «Остановился поезд», как и многие другие производственные драмы, показал не самые приглядные стороны жизни. О нём писали, что
он стал предвестником решений Пленума ЦК КПСС по укреплению социалистической дисциплины труда, инициированных пришедшим к власти Юрием Андроповым.
Но удивительно (хотя, может, и нет) , что за прошедшие 40 лет у нас в части дисциплины труда, пусть и не социалистической, вряд ли что-то поменялось.
А вам чья позиция ближе: Ермакова или Малинина? Дисциплина или сиюминутные решения? Инструкция или авось? Буква закона или милосердие?