Царь-двоеженец: взял двух сестер, обе подарили ему детей

Каково было ей, провозглашенной и коронованной супруге государя смотреть, как ее признанный Богом муж ведёт под венец ее родную сестру? Немного утешало лишь то, что и сама сестра случившемуся была не рада: тайком утирала слезы и боялась даже взгляд поднять на дорогих гостей и своего нареченного мужа. Присутствующие, хотя и старались виду не подавать, тоже были в изрядном замешательстве — всего год назад гуляли свадьбу с одной, а вот уже — с другой, да и при живой жене…

История знает немало случаев двоеженства, но на Руси такое встречалось крайне редко. Даже если по ошибке или незнанию мужчина и сочетался браком одновременно с двумя женщинами, то это тщательным образом скрывали.

Оттого историки особенно заинтересовались двумя разными чинами бракосочетания Василия Ивановича Шуйского на одной и той же женщине — Марии Петровне Буйносовой-Ростовской с разрывом в один год. Есть множество версий произошедшей путаницы, и одна из них кажется на первый взгляд совершенно фантастической: у Василия Шуйского было одновременно две жены с одинаковыми именами.

Долгое время бесспорным считался тот факт, что Василий Шуйский, царь всея Руси, был женат только дважды. Первой женой его, в те времена еще князя, была Елена Михайловна Репнина-Оболенская, которая так и не смогла родить мужу ребенка. После ее смерти он долгие годы вдовел, пока в 1609 году не сочетался браком с княжной Марией Петровной Буйносовой-Ростовской. Только вот сделал это он не один раз.

Согласно свадебным чинам сначала в 1608 году, а потом и в 1609 дважды собирались гости, дважды готовились торжественные пиры, дважды проводилась неофициальная часть. Можно было бы предположить, что составители просто ошиблись годом, но в описании первой и второй свадьбы есть существенные отличия. Оттого и напрашивается логичный, в общем, вывод: по какой-то причине у князя с небольшим временным разрывом было целых два бракосочетания, и оба — с Мариями Петровнами Буйносовыми-Ростовскими. Загадочно звучит, правда?

Завесу над тайной двух Марий приоткрывает следственное дело «Розыски государевой казны у бывшей царицы Марии Петровны Шуйской». После свержения царя Шуйского с престола было учреждено специальное следствие, которое разыскивало и изымало драгоценности, позаимствованные членами семьи Шуйского из царской казны. Согласно этому следствию осенью 1610 года в Москве находились две бывшие царицы Марии Петровны Шуйские, которые подозревались в хищении из казны двух пар серег: одна пара «с лалами», другая — «с яхонтами лазоревыми». Одна из Марий серьги продала, а другая — сохранила, затем передав их следователям. Одна жила в кельях Ивановского монастыря и носила монашеское платье со смирением, другая же занимала покои на «старом дворе» и не соблюдала требований церкви:

«…а царица с собя платье черное скинула же по благословению патриарха Гермогена Московского и всеа Руси».

Как же так получилось, что цариц было две, и почему у них были одинаковые имена?

Зимой 1602 года царь Борис Годунов запретил князю Шуйскому вступать в брак, опасаясь, что княжеские сыновья могут составить конкуренцию его собственному сыну в борьбе за трон. Однако князь в этот момент находился далеко от столицы, а потому о запрете узнал поздно. Более того, к тому времени он уже оказался женат. На красавице Марии Петровне Буйносовой-Ростовской. Свадьба состоялась в январе-феврале 1602 года в церкви св. Николая села Скоробово, и отпраздновали ее в тихом семейном кругу. Прошла и первая брачная ночь: княгиня уже была в положении.

А вскоре в село, где жил князь, приехали гости из Москвы и огорошили Василия Ивановича столичными новостями. Князь Шуйский в ужасе поспешил в столицу. Вероятно, там ему удалось убедить государя, что никакой свадьбы не было, а обряд, состоявшийся в Скоробово, был всего лишь обручением, а не венчанием…Между тем, княгиня родила девочку.

Со смертью Бориса Годунова и вступлением Лжедмитрия на престол запрет на вступление в брак был снят. Более ничто не мешало Шуйскому официально обвенчаться со своей дорогой «невестой», якобы истомившейся от ожидания. Все ждали свадьбы…Но Василий Иванович не понимал, как ему выбраться из щекотливой ситуации: второй раз вновь венчаться с той же женщиной? Только ведь перед Богом он уже состоял с ней в браке. К тому же, как объяснить людям дочку «невесты», которой уже исполнилось лет шесть? Оптимальным решением было бы тихо развестись с первой женой и жениться на новой девушке. Правда, тут бы уже воспротивился князь Буйносов-Ростовский. Наконец, единственный выход, устроивший обе стороны, был найден.

Сначала, в 1608 году, была сыграна первая свадьба, только свадебный обряд заменили венчанием на царство. К тому времени Василий Шуйский уже занял трон, поэтому вполне мог короновать и свою жену. Таким образом, и овцы были целы — свадьба же состоялась, и волки сыты — «молодым» не прошлось дважды читать одни и те же клятвы, и церковные законы были не нарушены. Однако проблема с рождённой вне брака дочерью все ещё оставалась актуальной.

Тогда, в 1609 году, при закрытых дверях, Василий Шуйский развелся со своей женой и тут же женился на ее младшей сестре, урожденной Екатерине Буйносовой-Ростовской, принявшей «царское» имя Мария.

При этом Марию Петровну-старшую продолжали считать официальной супругой и царицей, то есть все эти свадебные ухищрения носили больше условный характер. Но это не мешало государю «посещать» и свою вторую жену. Мария Петровна-младшая родила Василию Ивановичу двух дочерей, Анну и Анастасию, но обе девочки скончались в младенчестве.

Скорее всего, ближний круг бояр находил объяснение поступкам Шуйского в том, что он был «к волхованию прилежаше» и опасался наведения колдовских чар на свою первую, законную жену. К тому же, помимо двух жен у царя имелись и две наложницы, которых он не то, чтобы старался скрыть. Да и кто станет задавать вопросы царю? Суровость времени к этому не располагала.

Впрочем, в 1610 году царь Василий Иванович был низложен и пострижен в монахи. Та же судьба ожидала и его жен: в Вознесенском монастыре состоялся обряд пострижения царицы Марии-старшей, отказавшейся признать свой постриг, в Ивановском же монастыре тихо облачили в монашеское платье Марию-младшую.

Дальнейшая судьба постриженных в монахини цариц была различна. Мария Петровна-младшая провела последние годы жизни в Новодевичьем монастыре и скончалась в 1626 году.

Мария Петровна-старшая же укрылась в Горицком монастыре на реке Шексна, где находили приют многие опальные представительницы царской семьи. В 1612 году монастырь был разорен польско-литовскими отрядами, а все его насельницы убиты. Скорее всего, и Марию Петровну постигла эта незавидная участь.

А вот дочери ее, Анастасии, удалось бежать и найти убежище у «воровских» казаков. Затем ее на воспитание взял князь Лыков, у которого уже воспитывался один из внебрачных сыновей Шуйского. В юном возрасте Анастасия вышла замуж и родила сына Тимофея, именуемого Великопермским, а после рано скончалась.

Источник

Оцените статью