Этого многогранного актера называли «интеллектуальным злодеем». Зрители наполняли зал своими аплодисментами, а коллеги и критики считали едва ли не маразматиком.
Откуда такие разные и противоречивые отзывы? Давайте подробнее узнаем, чем таким особенным отличался за время своей деятельности выдающийся актер Михаил Федорович Астангов.
Друзья называли этого актера очень добродушным и обаятельным человеком. Его внешность трудно назвать «советской».
Михаил Федорович удивлял окружающих не только аристократичностью, ухоженным, щегольским внешним видом, но и поступками.
В кино Астангов сыграл 30 ролей, и только четверть из них были положительные роли, отрицательных – гораздо больше!
Там были и Гитлеры, и политические злодеи, и Скотты, и прочие редкие мерзавцы, которые с экранов до сих пор напоминают о своей исторической и внешнеполитической сути.
Детство и юность актера
Михаил Федорович родился в 1900 году 3 ноября в Варшаве. Мальчик получил интеллектуальное наследие от родителей, которые привили ему любовь к искусству, живописи и музыке.
Он обожал Шекспира и Дюрера. С началом Мировой войны жизнь в Варшаве стала хаотичной и тревожной, поэтому Астанговы решили перебраться в Москву.
В гуманитарных науках Михаил не преуспел, а потому, став выпускников школы, определился с выбором.
Ему импонировали точные науки, поэтому юноша сдал документы на юридический факультет Московского университета.
В то время по всей стране пропагандировали революционную идеологию и справедливость социалистического правового сознания.
На одном курсе с Астанговым учились Андрей Лобанов, Осип Абдулов, Рубен Симонянц (Симонов). Эти студенты создали студенческий клуб науки и искусства, а при нем — драматический кружок, куда и явился однажды Михаил Астангов, и уже навсегда решил связать свою жизнь с театром.
Театральной студии было суждено просуществовать недолго. После ее ликвидации Астангов устроился работать в районный совет счетоводом.
Оттуда был переведен на должность заведующего продовольственным отделом, благодаря чему семья в невероятно трудное время выжила, находясь в деревне.
Однажды Валентина, старшая сестра Миши, попросила подождать ее возле Малого театра. Девушка посещала репетиции в театральной студии Анны Матвеевой, актрисы Малого театра.
На улице похолодало, и чтобы не замерзнуть, Михаил решил войти внутрь помещения, и на пути к залу встретил Альбину Борисовну Матвееву, выдающуюся советскую актрису.
Окинув парня профессиональным взглядом, Матвеева пригласила его на следующую репетицию.
Молодой человек явился в указанное время, и затем уже навсегда остался в театральном мире. Спустя два года Михаил стал сотрудничать с театральной студией им. Шаляпина.
Сам Астангов считает, что актером его сделал выдающийся режиссер и театральный педагог Леонид Миронович Леонидов (настоящее имя Леонид Мейерович Вольфензон). В студии Астангов работал в постановках «Революционная свадьба» и «Зеленый попугай».
Работа на съемочной площадке
Когда актер в 1922 году оставил студию, ему довелось изрядно поколесить по стране. Он выступал на сценах разных театров: в театре Революции и театре им. Комиссаржевской.
Далее были поездки в Одессу и Казань, оттуда в Ленинград, и, наконец, финальный тур в театр Революции. На новом месте его встретил сокурсник по университету Осип Наумович Абдулов.
Иван Пырьев готовился в то время к съемкам картины «Товар площадей». По рекомендации Абдулова, режиссер предложил Астангову роль редкого мошенника и прохвоста князя Сумбатова.
Театральные коллеги негативно относились к тому, что Астангов часто пропадает на «Мосфильме». Суета, метание между съемочной площадкой и театром, тем не менее, не раздражало самого актера.
А на съемках картины пришлось много поработать, некоторые сцены переснимали заново. Худ совет сделал замечание, что актеры в кинофильме недостаточно продемонстрировали, как народ сопротивлялся фашистскому нашествию.
Самого Астангова съемочный процесс увлекал и интересовал, ему хотелось быть осведомленным о подлинных исторических событиях, и точно передать их зрителю.
Алексей Попов решил отдать роль Монтеки в картине «Ромео и Джульетта» Михаилу Астангову, которому в то время было 30 лет.
В то же время другой режиссер – Евгений Червяков тоже пригласил Астангова в проект на исполнение роли отрицательного персонажа Кости рецидивиста в картине «Заключенные».
Этот фильм о том, как на строительстве Беломорканала происходило перевоспитание критических элементов, воспитание трудом самых злостных элементов общества – уголовников, контрреволюционеров и прочих представителей преступного мира.
Астангов должен был сыграть роль «короля» преступного мира, который буквально ненавидел пролетариев и прочих представителей советской власти. На экране герой должен постепенно превратиться в пролетария.
И играть такого персонажа было очень интересно.
Чтобы не потерять работу и в кино, и в театре, Астангову приходилось работать круглосуточно. Так, в 1935 году актер работал по ночам 42 раза за год, отчего явно не были в восторге его партнеры, ведь у каждого из них были дома семьи и собственный распорядок дня.
Работа в ночное время должна была оплачиваться по двойному тарифу, но в данном случае «ночные» смены оплачивались так же, как дневные.
Ограниченный бюджет картины не позволял делать исключение никому. Тем не менее, и в спектакле, и в картине Астангов сумел сыграть безупречно, включая перерождение блатного преступника в осмысленного пролетария.
Увлечение эзотерикой
Московская интеллигенция 30 – 40-вых годов увлекалась эзотерикой. Молодежь и люди зрелого возраста тайно собирались на одной из квартир, и проводили эзотерические сеансы связи с «потусторонним миром».
Несмотря на запреты развития эзотерики, Астангов был активным участником этого течения. Уполномоченные органы всячески пресекали деятельность таких подпольных организаций, полагая, что таким образом несознательные элементы вносят раскол в общество и, возможно, готовят покушения на высокопоставленных государственных деятелей.
Буржуазная культура, по мнению спецорганов, проникала в массы разными путями, в том числе посредством создания различных эзотерических кружков.
Доносчики работали регулярно, вскоре из 30 действующих в столице эзотерических кружков не осталось ни одного.
Во всяком случае, многие активисты сделали правильные выводы и превратились в самых примерных и сознательных пролетариев. Михаилу Астангову в этом плане повезло, активного кружковца не стали допрашивать спецорганы. Возможно, это случилось из-за востребованности актера на отрицательные роли.
Есть еще одна версия, согласно которой Астангов был помощником спецорганов, и, внедрившись в коллектив таких «эзотериков», подавал информацию об участниках запрещенных кружков. Доподлинно проверить эти слухи невозможно.
Режиссер Григорий Львович Рошаль в 1938 году снял киноленту «Семья Оппенгейм». Астангову досталась отрицательная роль Фогельзанга – нациста, который ненавидел евреев.
В романе Лиона Фейхтвангера этот персонаж описан, как очень мерзкий человек. Но Астангов сумел так сыграть, что его герой стал еще более отрицательным, чем в романе.
Актер считал, что его герой должен быть хитрым, умным и образованным. В противном случае зритель может подумать, что негативные качества в себе сам человек может без особого труда победить.
Но это сделать крайне сложно, и ему, и окружающим членам общества.
Поэтому всякого рода отрицательные персонажи, нацисты, короли преступного мира в исполнении Астангова были изощренными, умными и образованными людьми.
Преподавая актерское мастерство в ГИТИСе, откуда его, «вольнодумного» студента, в свое время выгнали, Астангов старался передать свои знания студентам.
В картине «Суворов», снятой режиссерами Пудовкиным и Доллером в 1940-ом году Астангову досталась роль Алексея Аракчеева, редкого «негодяя».
Актер старался найти в своем персонаже что-то хорошее, свойственное нормальному человеку.
В итоге Аракчеев в исполнении Михаила Астангова был очень предан своему императору, а его «недостаток» — личная корысть в любом деле в картине показана, как явление побочное, второстепенное, вызванное необходимостью выживать.
Следующий персонаж Астангова – Станислав Комаровский был брачным аферистом, альфонсом. Картина поставлена по роману Михаила Ильича Ромма «Мечта».
Главный герой знакомился со своими женщинами по газете. Своего персонажа актер определил так: амбиции – на злотый, амуниции – на грош. То есть, с виду человек благополучный и состоятельный, а на самом деле всему его имуществу – грош цена.
Коморовский по мнению актера должен выглядеть щегольски, с манерами шляхтича, отсюда и «амбиции на злотый…».
Картину «Мечта» озвучили в ночь на 22 июня 1941 года, буквально на кануне войны. Поэтому худсовет счел не актуальной сатиру на общество поляков.
Война 1941 – 1945 гг.
С началом войны Студию «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату, а Театр революции уехал в Узбекистан, г. Ташкент. Несмотря на сложное время, кино продолжали снимать.
Астангов теперь играл фашистов, расчетливых, хладнокровных, образованных и циничных людей.
Актер старался поначалу показать ум и образование персонажей, а затем – все остальное, включая отрицательные стороны характера.
Картину режиссеров Трауберга и Козинцева «Юный Фриц» сразу положили на полку.
В ней Астангову довелось сыграть роль фюрера, сценарий был написан по произведению Маршака, наполненному сатирой.
В 1942 году актер Михаил Астангов работал, не покладая рук. Ему довелось работать параллельно в пяти кинофильмах, наиболее популярными из них стали: «Котовский» и «Секретарь райкома».
Одной из лучших его ролей за все время была работа в картине «Сталинградская битва», где актер сыграл Гитлера по-настоящему, именно так, как понимал его сущность теперь опытный и признанный актер Михаил Астангов.
После возвращения Театра революции в столицу в 1943-ем году Михаил Федорович приехал из Алма-Аты. Теперь он стал служить в театре им. Моссовета.
Здесь он сыграл в «Чайке» роль Федора Таланова. В театр имени Вахтангова на роль Сирано де Бержерака его пригласил Рубен Симонов, с кем он дружил с молодых лет.
Пьеса заслужила высокое одобрение критиков и зрителей, как и игра актеров. Теперь в Вахтанговском театре Михаил Федорович оставался служить до конца своих дней.
Мог ли актер отказаться от отрицательных персонажей?
Понимая, что у зрителей такие роли вызывают отрицательные эмоции, Астангов, тем не менее, полагал, что положительных героев играть намного проще и легче.
В то же время, играя отрицательных персонажей, актер старался найти «хорошее» в каждом «плохом» персонаже. Именно так учил Станиславский.
В частности, зарубежных империалистов, которые постоянно имеют за пазухой готовый к выбросу камень, он играл более изощренно, с учетом их интеллигентного коварства. В этом плане актер был полностью согласен с Михаилом Роммом.
В картине «Русский вопрос» по произведению Симонова режиссер пригласил Астангова на роль Макферсона. В этой картине актер показал настоящего янки, упрямого демократа, категоричного издателя, убежденного в своей правоте.
Когда в 1948 году картина вышла на экраны, Астангов был удостоен Сталинской премии Первой степени. Уже через пару лет ему присвоили звание Народного артиста РСФСР и вручили вторую Сталинскую премию Второй степени за роль в спектакле «Заговор обреченных» Мак-Хилла, дипломатического посла из Соединенных Штатов.
Когда в 1951 году на экраны вышла картина Роберта Скотта, где Астангов сыграл роль американского капитана, актеру вручили Сталинскую премию Третьей Степени.
Также высоко была оценена Работа в картине «У них есть Родина», в 1955 году Михаил Федорович стал Народным артистом Советского Союза.
Отношения с Юзовским
Со своим давним другом, кинокритиком Юзефом Юзовским актер сохранил теплые отношения даже тогда, когда от кинокритика отвернулись все.
Но Астангов не боялся осуждения или негативного общественного мнения, а наоборот, демонстративно посещал старого друга и приносил ему продукты первой необходимости, включая еду.
В 1958 году шестидесятилетний Астангов сыграл Гамлета – 30-летнего Датского принца. Коллеги и многие театральные критики высказывались негативно, выставляли Астангова едва ли не на посмешище.
Но главные судьи каждого актера – зрители – неоднократно смотрели спектакль в переполненном зале, буквально взрывали зал бурными аплодисментами.
Травил ли Моцарта Сальери?
Вероятно, для многих читателей эта новость будет контрастной: по произведению Пушкина все привыкли считать, что Сальери добавил яд в бокал Моцарта.
Но когда Астангову предложили сыграть роль Сальери в одноименном фильме-спектакле, он дознался до того, что слухи о виновности его персонажа не доказаны, а основаны лишь на словах самого Моцарта, произнесенных в бреду в лечебнице для душевнобольных.
Никакого документального подтверждения этим слухам не было. Поэтому Астангов играл не злодея, а человека, ставшего жертвой оговора.
Интересно, что Вольфганг Амадей Моцарт умер в 1791 году, но суд над Антонио Сальери состоялся в 1997 году в Милане. Врачи причиной смерти назвали водянку, и суд оправдал Сальери за отсутствием состава преступления.
Актер очень любил шахматы. В свободное время он мог часами сам с собой (или с партнером) заниматься этим любимым делом в ресторане «Арагви», где за ним на постоянной основе был зарезервирован специальный кабинет.
Зная, что актер обожает итальянский вальс «Домино» ресторанный оркестр проигрывал его в честь прихода Астангова. Эта музыка также звучит в картине «Дело Румянцева», снятой режиссером Иосифом Хейфицем.
В Москве работал талантливый партнер Рувим Зингер. Только ему заказывал пошив одежды Михаил Астангов. Актер всегда выглядел безупречно, в одежде соблюдал все нормы эстетики. Даже в роли нищего он всегда был опрятен и идеален.
Последние роли Астангова
В 1965 году Михаил Федорович сыграл в двух картинах: «Гиперболоид инженера Гарина» по произведению Алексея Толстого, и «Иду на грозу» режиссера Сергея Герасимовича Микаэляна, снятого по роману Даниила Гранина.
В первой картине актер играл американского миллиардера, а во второй картине роль члена-корреспондента Академии Наук СССР.
Как сложилась личная жизнь актера
Первой женой Астангова стала Елена Осиповна Адамайтис, но в 1956 году актер остался вдовцом. Вторая жена – Алла Потатосова – была моложе Михаила Федоровича на 20 лет.
В 1965 году 17 апреля актер ощутил острую боль. Врачи поставили диагноз: воспаление аппендикса. Карета «Скорой помощи» увезла пациента в Национальный медицинский исследовательский институт хирургии им. Вишневского.
Любой хирург этого профильного учреждения мог прооперировать Михаила Федоровича, врачи были готовы оказать неотложную помощь и прооперировать пациента.
Однако, молодая жена настояла на том, чтобы хирургическое вмешательство отложили, пока не приедет отсутствующий в то время выдающийся военный хирург, профессор Александр Васильевич Вишневский.
Врачи решили выполнить ее требование, и, когда через три дня вернулся Вишневский, оперировать было уже поздно. Развился перитонит, Астангова не стало.
Ходили слухи, что у Астангова есть сын
Режиссер Юрий Степанович Чулюкин («Девчата», «Королевская регата», «Родины солдат» и другие), рожденный в Москве 9 ноября 1929 года, не давал никаких комментариев по поводу своего внешнего сходства с известным актером.
Однако, в прессе в свое время много писали о его очевидном сходстве с Михаилом Федоровичем Астанговым.
Жена Чулюкина рассказывала, как, однажды встретившись с Астанговым, ее муж долго молча смотрел на этого человека, точной копией которого он являлся.
Михаил Федорович тогда ответил юноше таким же внимательным и долгим взглядом.
Чулюкина не стало в 1987 году в возрасте 57 лет.