Многие из нас смотрели фильм «Классик», снятый в пост-советское время. В самый кульминационный момент фильма герой издевательски, с одного кия, как говорят бильярдисты, выигрывает партию у мафиози и мошенника Савицкого, произведя в начале удар Лемана. После этого удара сразу два шара залетели в лузы, а другие шары стали в удобное для последующего забивания положение. Понятно дело, что наши сценаристы насочиняют такого, что и во сне не привидится. И многие тогда задумались — а не придумка ли сценаристов такой удар, да и сам Леман?
И всё-таки реальный Леман существовал. И звали его Анатолий Иванович, и родился он в 1859 году в Москве. Его отец, дворянского сословия, был в Москве известным врачом, имел частную клинику на Арбате, и первым стал использовать лечение психических болезней электричеством. Также Иван Леман писал музыку, был весьма уважаем в среде московских музыкантов, и многого достиг в области фотографии. Анатолий Леман учился в московской военной гимназии, а потом был отправлен отцом в Санкт-Петербург где учился в павловском военном училище, а после окончил курс в николаевском инженерном училище. Три года служил в гарнизонах Ивангорода и польского Модлина.
Именно на службе в армии, где жизнь однообразна и скучна, Анатолий пристрастился к бильярду. Довольно быстро он стал большим мастером этой игры. После это увлечение вылилось в написание книги «Теория бильярдной игры», которая долгие годы была популярна среди почитателей бильярда.
Выйдя в 26 лет в отставку, Анатолий Леман связал свою жизнь с удивительной женщиной Лидией Лакшеевой. Она была так же незаурядна как и сам Леман. Супруги в гражданском браке родили 10 детей. И это несмотря на откровенные феминистические взгляды Лидии.
Супруги бросив Москву приехали жить в Петербург. С этого момента известность Анатолия Лемана стала расти как на дрожжах. Первым заработком в столице стал гонорар за бильярдные задачи, полученный от редактора журнала «Нива» Грюнберга. Грюнберг, будучи сам бильярдистом, сначала не воспринял всерьёз эти задачи, но когда Леман показал ему на бильярде как это работает, пришёл в восторг, и заплатил за каждую задачу по 25 рублей.
Вскоре сам Леман уже занимался издательской деятельностью. При этом он много писал. Из под его пера выходили рассказы, повести, пьесы. Некоторые пьесы даже ставились в театре. Его повести и романы были изданы отдельными книгами: «Дворянская повесть», «Очерки кадетской жизни», «Воспоминания о Гаршине и Надсоне» (с последним он учился в военном училище), романы «Подвиг», «Порча жизни», «Музыка», повести «Военная гроза», «Старая скрипка», «Ирина Калугина», «Пограничная крепость», «В казематах» (о службе в польском гарнизоне).
Поскольку семья увеличивалась, то для прокорма детей, Анатолий Иванович быстро переквалифицировался в дантисты. Где он обучился этому непростому ремеслу так и осталось неясным. Вместе с женой они открыли стоматологический кабинет в самом центре города, на пересечении Владимирского и Невского проспектов, и популярность его заведения была огромной. Анатолий Леман лечил и удалял зубы, а Лидия Алексеевна ему ассистировала.
Но вскоре наскучила ему эта жизнь. Денег супруги зарабатывали достаточно. Как вспоминал Леман, что в какой карман не залезь, везде лежала какая-то красненькая или зелёненькая бумажка. Но радости жизни это не приносило. Леман продаёт свое дело и переезжает жить в Стрельну. Там он становится сначала популяризатором велосипедного спорта, а Лидия Лакшеева становится первой русской велосипедисткой, которая получила право ездить на веломашине. Женщинам тогда запрещалась подобная деятельность, но она вытребовала у военного коменданта Петербурга сертификат на право вождения веломашины. Интерес к велоспорту возник у семьи потому что в Стрельне находился циклодром, где проходили испытания велосипедов. Леман с женой многократно участвовали в велосипедных гонках, часто побеждая в этих соревнованиях.
Неугомонная натура Лемана привела его к другим увлечениям. Он стал лепить из глины и рисовать картины. Также он создаёт свою модель самолёта, которую построил во дворе. Самолёт не взлетел. Но Леман, зная его упёртый характер, смог бы поднять эту машину в небо, если бы продолжил свои опыты с летательными аппаратами.
Анатолий Леман был дружен со многим знаменитыми людьми своего времени. И со многими состоял в переписке. Часто гостил в доме И.Е. Репина. Последний в 1888 году написал его портрет. Но при этом категорически отказался оставить свой автограф на картине, ибо многие из тех кого он рисовал вскорости умирали: И.С. Тургенев, Н. Пирогов, М. Мусоргский. А писатель Всеволод Гаршин накануне своей гибели помимо своего портрета ещё позировал Репину для картины «Иван Грозный убивает своего сына». Но Анатолий Леман обещал, что он снимет проклятье, и сделал это поставив углем на портрете собственный автограф рядом с автографом художника. Удивительное дело, но после акта лемановского расклятия у Репина перестали умирать те, кого он рисовал. Этот портрет с двумя автографами и по сей день хранится в Русском музее С-Петербурга.
Когда у Ильи Ефимовича Репина случилось тяжёлое заболевание правой руки и он не мог временно рисовать, то Анатолий Леман сконструировал для него специальное устройство поддерживающее руку. С его помощью художник некоторое время продолжал рисовать пока совсем не поправился.
Удивительная метаморфоза произошла с А. Леманом в конце 1890-х годов. Увлекшись игрой на скрипке, он вдруг неожиданно для всех стал сам изготовлять музыкальные инструменты. Как это обычно случалось в его жизни, вскоре он стал потрясающим скрипичным мастером. Анатолий Иванович сделал около 200 скрипок и 14 виолончелей. Интересно, что своим инструментам он давал имена: «Руслан», «Соловушка» и т.д. К сожалению не все его скрипки дожили до наших времён, но те которые сохранились считаются шедеврами скрипичного изготовления. Одна из скрипок его предназначалась цесаревичу Алексею.
И вот тут опять возникает вопрос, как Анатолий Иванович так быстро сумел постичь все премудрости этого тонкого ремесла? Ведь для этого нужно было долго учиться, или же получить секреты по наследству принадлежа к какой-нибудь династии мастеров. Помимо прочего он написал десятки книг по изготовлению музыкальных инструментов, акустике музыкальных инструментов.
Со своими инструментами он проводил интересные опыты. Так сказать на дальность звучания. Он стоял на стрельнинской дороге, а скрипач уходил в сторону Петергофа почти на километр. А Леман слушал как звучит его инструмент.
Анатолий Иванович Леман не переставал удивлять и дальше. Читал лекции по разным наукам, в том числе и по оккультным. Он проводил спиритические сеансы, лечил гипнозом людей. Правда сам себе помочь не смог. В 54 года он тяжело заболел и умер от онкологии. Случилось это накануне больших русских потрясений в 1913 году.
Его супруга Лидия Алексеевна прожила намного дольше. Она умерла в 1941 году в блокадном Ленинграде. Она как и муж писала романы и рассказы под псевдонимом Марк Басанин. Первый её роман вышел ещё в 1893 году. Получившая образование в Париже она свободно говорила на нескольких европейских языках, что потом помогало ей заниматься литературными переводами. В 1897 году она по просьбе мужа на велосипеде проехала пол-Аргентины в поисках места куда можно будет переселить своё семейство. Но в конце концов вернулась. После супруги расстались с мыслью о переезде в иные края.
Таких универсальных людей каким был Анатолий Иванович Леман называют полиматами. Его вполне можно сравнить с М. Ломоносовым, Р. Бэконом или Леонардо да Винчи. Только все его достижения в различных областях как-то быстро забылись. И если бы не бильярд, то и сейчас бы о нём мало кто помнил.