Александр Валентинович Вампилов… Выдающийся советский драматург, наследник чеховской традиции в драматургии, автор классических пьес «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске». Жизнь Вампилова оказалась трагически короткой, и не сказать, чтобы очень яркой. Порой кажется, что Александр Валентинович был одним из персонажей его пьес — неловкий, скромный, тихий человек, сочиняющий пьесы, который должны были научить людей относиться друг к другу по-человечески. И они учат…
Мальчик из Кутулика
Родители Александра Вампилова жили в районном центре Кутулик Иркутской области. Своего родительного дома в поселке не было, поэтому мама будущего драматурга, учитель математики Кутуликской средней школы Анастасия Прокопьевна Вампилова, поехала рожать в соседний город — Черемхово. Там Александр и появился на свет 19 августа 1937 года. После родов Анастасия Прокопьевна забрала мальчика и вернулась домой, в Кутулик.
Через год после рождения Александра в семье произошла страшная трагедия. Отца, учителя Валентина Никитича Вампилова, бурята по национальности, арестовало Иркутское областное управление НКВД. В феврале 1938 года суд-«тройка» приговорил Вампилова-старшего к высшей мере — расстрелу, а уже 9 марта этого же года приговор был приведен в исполнение.
В 1957 году Валентина Никитича полностью реабилитировали, но это не вернуло Александру отца.
Мама
Центром мира и единственной опорой для Александра и трех его братьев и сестер стала мама. Анастасия Прокопьевна, которой на момент расстрела мужа было 32 года, проявила огромную силу духа. Ведь на ней были не только четверо своих детей, но и целая орава школьников, которых она учила математике в Кутуликской средней школе.
Анастасия Прокопьевна была человеком честным, отрытым, бескорыстным и невероятно добрым. Педагогика была для нее чем-то большим, чем просто призвание — это была цель жизни, способ нести людям свет. Именно мама оказала на формирование личности Александра Вампилова ключевое влияние, наделив его той душевной тонкостью, ранимостью, любовью к людям, что так отчетливо звучат во всех его произведениях.
Неудачник Саша
Александр не был удачливым по жизни, не был пробивным и активным. Он сторонился шумных компаний, не умел продвигать свои интересы. В обществе друзей Вампилов то ли в шутку, то ли всерьез себя неудачником, персонажем чеховских пьес.
В 1954 году Вампилов попытался поступить на филфак Иркутского государственного университета, но не смог. На протяжении года Александр работал инструктором струнного кружка в Доме культуры поселка Кутулик, помогал детям настраивать гитары и балалайки.
В 1955 году Вампилову все же удается поступить на филфак ИГУ. Будучи студентом, Александр начинает сотрудничать с областной газетой «Советская молодежь». Он публикует заметки, статьи, рецензии. В 1959-ом году редактор газеты предлагает Вампилову стать литературным сотрудником. Александр с радостью соглашается.
В 1960-ом году в жизни Вампилова сразу два радостных события: он наконец-то получает диплом о высшем образовании, но, самое главное — он женится. Избранницей Александра стала студентка ИГУ Людмила Добрачева.
Увы, брак получился недолгим: уже в 1963 году супруги развелись. Александр почти сразу женился на Ольге Ивановской.
Вплоть до февраля 1964 года Вампилов трудится в «Сельской молодежи» на самых разных должностях: литсотрудник, заведующий отделом, ответственный секретарь. В 1964-ом Александр понимает, что газетная работа отнимает слишком много времени и сил, которых ему катастрофически не хватает для творчества. В результате Вампилов увольняется из редакции, но всегда с радостью принимает предложения газеты о командировках.
В 1965-ом году в Чите состоялся семинар молодых писателей, по результатам которого Александра Вампилова рекомендуют в Союз писателей СССР. По тем временам — невероятный успех и надежда на лучшее будущее.
А в 1966 году — новая радость для «неудачника»: Ольга Ивановская родила Вампилову дочь Елену: Александр был невероятно счастлив.
Драматург для провинциальных театров
Творческая судьба Александра Вампилова была очень сложной. Он вполне мог стать «прозеванным гением» — и русская литература, русская драматургия лишилась бы одного из ярчайших своих представителей.
Первый свой рассказ — «Персидская сирень» — Александр опубликовал на третьем курсе в студенческой газете «Иркутский университет». Вампилов настолько был не уверен в своем творчестве, боялся насмешек, что выбрал для публикации псевдоним.
В 1958 году все в том же «Иркутском университете» был опубликован второй рассказ Вампилова, «Стечение обстоятельств». Это произведение заметил составитель альманаха «Ангара» — так состоялась первая «настоящая», большая публикация Вампилова.
Рассказ «Стечение обстоятельств» дал название первому сборнику рассказов Вампилова, который вышел в 1961 году.
В 1962 году Александр решает попробовать себя в жанре драматургии и пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963-ем Вампилов сочиняет комедию «Дом окнами в поле», также состоящую из одного акта.
Первой большой пьесой Вампилова становится «Прощание в июне» (1964). Это работа далась Александру Валентиновичу нелегко: драматург четыре раза переписывал пьесу, стремясь добиться идеала.
С «Прощанием в июне» были связаны надежды Вампилова на постановку пьесы: Александр, как и любой драматург, мечтал увидеть свое произведение на сцене театра. Однако, все центральные советские театры, в которые обращался Вампилов, «Прощание» отвергли.
Александр Валентинович не отчаивается и пишет в 1965 году одну из своих лучших пьес — «Старший сын».
Между тем, молодой белорусский режиссер Вадим Допкюнас сообщает Вампилову, что собирается поставить его пьесу «Прощание в июне» на сцене Клайпедского драматического театра. В 1966 году пьесу наконец-то увидели зрители. Постановка пользуется популярностью, ее берут в свой репертуар восемь театров, правда, провинциальных.
В 1968 году драматург пишет свою самую известную пьесу — «Утиная охота». В московских театрах ставить пьесу отказываются, но, при содействии министра культуры Латвийской ССР В.И. Каупужа, «Утиную охоту» принимает Латвийский Национальный театр в Риге, а затем и Рижский театр русской драмы.
Последней большой пьесой Александра Валентиновича стала «Прошлым летом в Чулимске».
Так получилось, что при жизни творчество Вампилова не было оценено по достоинству. Да, его пьесы поставили в нескольких провинциальных театрах, но вот столицы, — Москва, Ленинград, в которых был сосредоточен весь театральный цвет СССР — долгое время не признавали драматурга.
Актер Николай Чиндяйкин признавался, что не только театральные функционеры, но и актерское сообщество не принимало драматургию Вампилова:
«Не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали».
Для театральных небожителей Александр Валентинович был не более чем провинциальным драматургом, которого скоро забудут.
Смерть и посмертное признание
17 августа 1972 года Александр Вампилов со своим другом Глебом Пакуловым отправились на лодке-моторке рыбачить на Байкал. Рыбаки шли по озеру на приличной скорости и не заметили так называемый топляк — торчащую со дна корягу.
Лодка перевернулась. Расстояние до берега — приличное. Вода — холодная, байкальская, родниковая. Глеб и Александр кое-как держались на плаву, ухватившись за лодку. Но подтопленное суденышко не могло выдержать двоих и в любой момент могло пойти на дно, утопив рыбаков.
-Глеб, я доплыву!
-Не вздумай, утонешь! — предостерег Пакулов.
-Если не отцеплюсь, оба потонем! — крикнул Вампилов.
Александр отцепился от лодки и поплыл к берегу. Но не доплыл — совсем немного. Скорее всего, у Вампилова случилась судорога от переохлаждения. Глеб Пакулов благодаря такой вот жертве своего друга, выжил.
На момент гибели Вампилову было всего-навсего 34 года: через два дня ему должно было исполниться 35.
Удивительно, но после смерти драматурга отношение к его творчеству со стороны столичных театров резко изменилось. В 1972 году крупнейшие театры страны — московские театр им. Станиславского, театр им. Ермоловой, ленинградский Большой драматический театр представили свои постановки пьес Вампилова. Представили, чтобы никогда больше не исключать их из репертуара.
Оказалось, что универсальное, полностью избавленное от идеологии творчество «провинциального драматурга» Вампилова, было вечным. Его истории про простых, слабых, зачастую безвольных людей, проявляющих в минуту наивысшего душевного напряжения свои лучшие стороны, подлинные чувства, оказались созвучны миллионам людей.
В наше время Александр Вампилов по праву занимает место в одном ряду с величайшими русскими драматургами — Островским, Грибоедовым, Горьким, и, конечно, рядом со своим любимым Антоном Павловичем Чеховым…