Она была красива и талантлива, вот только собиралась стать вовсе не актрисой, а киноведом. Однако Марианна Кушнерова всё же снялась в трёх фильмах, а звёздной и одновременно роковой для неё ролью стала Дуня в «Станционном смотрителе» по Пушкину. Актриса была удивительно органична в этом образе, Никита Михалков, вместе с которым она снималась, отзывался о ней восторженно.
Марианна Кушнерова и в жизни была столь же светлой и чистой. Вот только любовь перевернула её судьбу, подарила сначала огромное счастье, а после – глубокое разочарование.
Большая любовь
О том, как жила Марианна Кушнерова до того момента, как впервые попала в кино, информации очень мало. Родилась она в 1954 году, о том, кем работали её родители Алексей Дмитриевич и Анна Александровна, неизвестно. Росла Марианна в Кишинёве, именно там она и снялась впервые в кино, сыграв совсем небольшую роль в картине Вадима Дербенева «Рыцарь мечты». На момент выхода картины на экраны ей было всего 14 лет, но в кадре юная актриса выглядела значительно старше.
Марианне процесс съёмок понравился настолько, что она после окончания школы решила поступать во ВГИК, однако выбрала не актёрский факультет, а киноведческий. На первом курсе она снова появилась на экранах, но в короткометражной ленте «Первая дорога», который прошёл незамеченным для массового зрителя. А потом в её жизни случился «Станционный смотритель». Сергей Соловьёв, молодой режиссёр, утвердил её на главную роль в своём новом фильме, пятом в его творческой биографии.
Она была словно создана для этой роли: хрупкая, светлая, с огромными выразительными глазами. Позже многие критики напишут о том, что играла она исключительно взглядом, и часто они говорили куда красноречивее слов и жестов. Ей было всего 18, и, кроме двух фильмов, в которых она снималась, у Марианны Кушнеровой больше не было никакого актёрского опыта. Это позже отмечал в своих мемуарах Никита Михалков, который в «Станционном смотрителе» играл гусара Минского, того самого коварного соблазнителя, что увезёт потом Дуню.
Он писал о том, что Марианна была очень хороша внешне, очень скромная и тихая. Ей очень шли платья того времени, словно она на самом деле была порождением той эпохи, о которой писал Пушкин. Но она не имела ни малейшего представления о методах и приёмах работы актёра, поэтому чётко следовала указаниям режиссёра. И была при этом действительно прекрасна. Правда, съёмки одной из сцен едва не закончились для её участников трагически.
По сюжету Дуня и Минский должны были попрощаться с её отцом, станционным смотрителем, сесть в кибитку, запряжённую тройкой лошадей, и уехать. Пока готовилась сцена, лошади успели застояться и замёрзнуть. Конники предупреждали съёмочную группу о том, что лошадей надо периодически «прогуливать», чтобы они не замёрзли, потому что стояли морозы. Но у киношников, конечно, нашлись какие-то более важные дела. А когда начались непосредственно съёмки сцены, кучер едва успел стегнуть лошадей, как они сорвались и яростно понесли.
Кучер и оператор, сидевший с ним рядом, но лицом к кибитке, тут же слетели на землю, а тройка понеслась прямиком к лесу, никем не управляемая. Остановить их было некому, а попади они в лес, то смерть пассажиров была бы неминуема, лошади, обезумевшие от холода и страха, просто разбили бы кибитку с людьми о деревья.
Марианна от ужаса потеряла сознание, а Никите Михалкову каким-то чудом удалось высунуться из кибитки, ухватиться за развивающиеся вожжи и натянуть их что было сил. Остановились они перед самым лесом, Михалков тут же подбежал к лошадям и стал их успокаивать, к счастью, у него был опыт обращения с этими животными. А тем временем к ним на помощь уже спешила вся съёмочная группа во главе с Сергеем Соловьёвым.
На режиссёра было реально страшно смотреть. Он испугался до смерти ещё и потому, что был влюблён в Марианну, которая чуть было не разбилась на его глазах. Актриса тоже не осталась равнодушна к его чарам, впрочем, сама она никогда не давала никаких комментариев по поводу своих отношений с Сергеем Соловьёвым.
Но она, несомненно, была счастлива, потому что вскоре вышла за него замуж. Ему тогда было 27 лет, ей – 17, но она не видела никаких проблем в их разнице в возрасте. Через два года после премьеры фильма она родила мужу сына Дмитрия. Но она не могла себе представить, что в то время, когда она старательно создавала в доме уют, баловала супруга кулинарными изысками и заботилась об их крохотном сыне, в жизни Сергея Соловьёва уже появилась новая муза.
Разочарования и потери
В 1975 году на экраны вышел фильм Сергея Соловьёва «Сто дней после детства» с Татьяной Друбич в главной роли. На момент съёмок в картине ей было всего 14, но это не помешало 30-летнему Сергею Соловьёву влюбиться в юную актрису и напрочь позабыть о том, что дома его ждут жена и сын.
Вскоре о романе режиссёра с несовершеннолетней актрисой стали говорить в киношных кругах. Соловьёва осуждали, Татьяну Друбич не понимали, а Марианну Кушнерову откровенно жалели. Жена режиссёра ни о чём поначалу не догадывалась. По слухам, она лишь сокрушалась, не понимая, почему супруг столь резко к ней охладел. Однако слухам этим можно верить с большой натяжкой, ведь Марианна не склонна была делиться личными переживаниями ни с кем, не так она была воспитана.
Как бы там ни было, но в результате Сергей Соловьёв с Марианной развёлся и женился на Татьяне Друбич. Некоторые издания и сегодня пишут о том, что Марианна Кушнерова не вынесла предательства мужа и надолго угодила в психиатрическую клинику.
Никаких доказательств этому нет, как нет и подтверждения тому, что помощь психиатра актрисе не требовалась. Есть только несколько свидетельств анонимов, опубликованные в СМИ, в которых некие «приближенные» к актрисе утверждали, будто жена режиссёра не могла поверить в измену мужа, пыталась на него жаловаться в горком партии, после чего и попала в больницу.
В любом случае развод наложил глубокий отпечаток на жизнь Марианны Алексеевны. Она и до этого не была склонна к публичности, а после разрыва с мужем и вовсе стала вести очень закрытый образ жизни. Она много времени уделяла воспитанию сына и занималась любимым делом. После окончания института Марианна Кушнерова работала по специальности киноведом, служила старшим научным сотрудником и хранителем фонда фотоматериалов Музея кино. Она больше никогда не появлялась на экранах, хотя предложения о съёмках ей поступали.
В 2018 году Марианна Кушнерова пережила самую страшную потерю в своей жизни: от осложнений панкреатита и наложившейся на него пневмонии скончался её 43-летний сын Дмитрий Соловьёв. А через три года не стало и её бывшего мужа Сергея Соловьёва.
Неизвестно, нашла ли в себе силы Марианна Кушнерова простить человека, которого любила. Одни издания писали о том, что она не пришла на похороны Сергея Соловьёва, другие сообщали, будто на прощании с ним присутствовали все три его бывшие жены. Но сама Марианна Кушнерова традиционно не давала никаких комментариев.
В октябре 2024 года Марианна Кушнарёва отпраздновала свой 70-летний юбилей, но на публике она давно не появлялась, и о том, как она живёт сегодня, неизвестно.
Сергей Соловьёв после развода с Марианной Кушнеровой женился на своей юной возлюбленной, но и этот брак сохранить не смог. Татьяна Друбич, расставшись с режиссёром, предпочитала не комментировать свою личную жизнь и даже имя отца второй дочери до сих пор держит в тайне.