Валентина Малявина. Судьба героинь Достоевского — не сыгранная, но прожитая

Валентина Малявина актриса тяжёлой, чисто русской судьбы. Из наших женщин-актрис по драматизму и накалу жизненных страстей она возвышается над всеми.

Вот многие считают, что у Достоевского всё придумано, или, как говорил Л.Толстой, «всё как на Луне происходит». Но биография Малявиной это суровая реальность и квинтэссенция сюжетов из произведений Достоевского. Она воплощённая Настасья Филипповна, да и Грушенька, и даже Свидригайлов с Раскольниковым…

О, эти бездонные, цыганские глаза. Этот космос в котором утонули многие, кто в них смотрел слишком пристально. Нельзя было в них смотреть долго и пристально, ибо после выбраться из этого лабиринта было крайне трудно.

Магия Малявиной поначалу была не такой действенной. В юные годы она завораживала, но не растворяла в себе полностью. Перелом произошёл в конце 60-х, в период её работы в «Короле-Олене». Всё что было после 1969 года в её судьбе напоминало плавное погружение во мрак. В переносном и в прямом смысле слова.

Иногда казалось, что она не выходила из своих сыгранных ролей и продолжала жить жизнью своих героинь. Экспансивная, талантливая, страстная артистка не сразу могла вынырнуть и стряхнуть с себя бремя роли. В фильме «Утренние поезда» в сцене разрыва со своим мужем (А. Кузнецовым) она рыдала и билась в истерике настолько натурально, что режиссёру стало страшно за её психику. А у Тарковского в «Ивановом детстве» она ходила такая каменная и бесчувственная, всё потерявшая, не только в кадре, но и долгое время после.

Такой была молодая Малявина. Искренняя и настоящая. Такой её полюбили зрители.

Её кинематографическая судьба складывалась в целом неплохо. После триумфа в «Ивановом детстве» Валентина Малявина с Тарковским объехала многие страны мира. Хотя роль-то у неё была малюсенькая. Но Тарковский взял именно её с собой в поездки. Потому что такой товар показать лицом было не грех.

Съёмки в «Ивановом детстве» стоили ей потери места в Школе-студии МХАТ. После пришлось доучиваться в «Щуке». После окончания училища Малявина 13 лет играла в вахтанговском театре. Играло превосходно. Правда лишь в тех ролях, что давали. А давали роли далеко не все подходящие. Вот и Настасью Филипповну не дали сыграть. Против немолодых мэтров и театральных гран-дам не попрёшь. Зато дали роль Аглаи. И хоть сам князь Мышкин говорит Аглае у Достоевского: «Вы точь-в-точь, как Настасья Филипповна», какая бы могла быть мощная и настоящая Настасья Филипповна в исполнении Малявиной.

И старик Пырьев предлагал в «Карамазовых» роль Катерины Ивановны, которую потом прекрасно сыграла С. Коркошко. А Малявина видела себя только Грушенькой. Но Грушенька была уже застолблена за женой Ивана Александровича — Лионеллой Скирдой. Мэтр даже целый день провёл с Валентиной в переговорах. Возил её в знаменитый берёзовый лес на Николину гору для растопления чувств.

Пырьев, любитель всего нежного и изящного в женщинах, конечно же не смог пройти мимо Валентины Малявиной. Но он уже был измучен историей с пьющей Люсей Марченко и всё больше погружался под каблук Лионеллы, и ему уже было не до страсти. Но Малявину очень ценил и любил с ней разговаривать. Хотя попади Пырьев под паровой каток и чары Валентины Александровны — было бы ему отмщение за все его прежние романы…

Очень любил Малявину Павел Арсенов. Этот роман подарил нам Анджелу в «Короле-Олене». Но увы, эта любовь не удержалась. Как ранее не удержалась юношеская любовь красивейшей пары Збруев-Малявина. Эта любовь была на зависть всем. Ну и помогли, конечно, разлучили, насплетничали. В том числе и про связь Малявиной с Андреем Арсеньичем. Хотя сама актриса уверяла, что Тарковский был её Богом и учителем, и не более.

Да, ещё была роль Маруси Королёвой в «Сотруднике ЧК», где Малявина, перекрашенная блондинкой, бегает с маузером и постреливает из него. В этой чекистской работе помогал ей Александр Демьяненко, который в то время сразу двух чекистов играл одновременно: в «Сотруднике ЧК» и в «Государственном преступнике». Приехав со съёмок этого фильма в квартиру на ул. Черняховского д.2, Валентина обнаружила неверность супруга. Пара распалась.

Развод с Арсеновым был во многом связан с тем, что Валентина не смогла сохранить ребёнка от него. Это как раз были времена после «Короля-Оленя». Вот тогда она и запила первый раз сильно, и тогда-то и появился этот страшный затягивающий взгляд бездны её глаз.

Бурные четыре года жизни с Александром Кайдановским не принесли им обоим ничего хорошего. Хотя, как уверяют многие, Кайдановский воздействовал на характер Валентины сильно. Он пытался вогнать бурную реку чувств своей возлюбленной в берега. Малявина его очень любила и слушалась во многом. Конечно, эти отношения носили непростой характер, и тут тоже очень всё отдавало достоевщиной. И руки резали ножами, и пили вместе.

Но после картины «Мой дом — театр» влюблённые расстались. Хоть они в фильме и изображают большие чувства, в реальности они уже подошли к разрыву. Странно, но этот фильм, собравший тогдашних звёзд-актёров, совершенно провалился в прокате. Многое там не получилось, и возможно не успел сделать задуманный монтаж режиссёр Борис Ермолаев.

После этой картины Саша Кайдановский ушёл к молоденькой Евгении Симоновой, а Валентина Малявина — к молоденькому Стасу Жданько, к апогею своей биографии.

Историю её отношений с молодым талантливым актёром уже перекроили и так и сяк, и все кому не лень залезли в неё и поковыряли отвёрткой и поскребли стамеской. Драма, произошедшая в её квартире, до сих пор непонятна. В самозарезание актёра милиция поверила. Малявина выступила тогда как свидетель. Но спустя пять лет ситуация повернулась вспять, и актрису накрыло возмездие судьбы.

Сама Валентина Александрова говорила, что это была месть КГБ. Что её неоднократно старались завербовать люди из «конторы», и что она не поддалась их уговорам и не пошла на сделку с совестью. И вот, после прихода Андропова к власти, ей это припомнили. В принципе всё, что от неё хотели в 1983 году, это лишь то, чтобы она признала свою вину, а потом её должны были амнистировать сразу или дать условный срок. Но она наотрез отказалась, за что и была послана на «галеры» после пересмотра дела.

О самом Стасе Жданько актриса вспоминала, что он был слишком ранимый и изнеженный, несмотря на свою брутальность. Его мечта сыграть Рогожина в «Идиоте» дошла до мании. Он репетировал роль дома, требуя чтобы Малявина подыгрывала ему. В итоге переиграл с остро заточенным накануне ножом. И получилось, что Рогожин лишил жизни не Настасью Филипповну, а себя.

Актриса уже давно стояла словно на грани. И вот она эту грань перешла. Произошло то, к чему всё закономерно шло. Пять лет тюрьмы…

Стоит сказать, что череда сыгранных в 1970-е годы киноролей, была очень интересной. Помимо актрисы Косицкой в «Мой дом — театр», Малявина сыграла главные роли в фильмах «Обретёшь в бою», «Долгота дня», «Цена быстрых секунд». Последний фильм был о спортсменках-конькобежках, и очень уж напоминала героиня Малявиной Инна знаменитую Ингу Артамонову, которая в самом апогее спортивной славы погибла от удара ножом. Многое перекликалось с тем, что произошло у актрисы со Стасом Жданько. И тоже в истории с Ингой и Ворониным все ломали голову, что это было — самозарез или убийство.

А какую шикарную роль сыграла актриса в 1970 году в фильме «Красная площадь». Наташа Кутасова была воплощением любви и красоты. И как сказал её муж (В. Шалевич) в фильме: «В тебя макаку все влюбляются». А ещё очень смешная сцена в фильме «Утренние поезда», где парикмахер-эстет в исполнении комика В. Гераскина говорит: «Девушка, где вы взяли на прокат такие красивые глаза? В каком кино я их мог видеть?».

Валентина Малявина в 60-70-е годы влюбила в себя много мужчин. Каждый заглядывал в эти глаза на разную глубину. Хотя очень многие её партнёры вспоминали, что играть с ней было непросто. А иногда даже невыносимо тяжело. Актриса утягивала и погружала в себя. Нужна была защита от этих чар. Лев Прыгунов, сыгравший с ней в паре фильмов главные роли, подтверждал магию актрисы, как и Александр Михайлов, Владимир Грамматиков, Дэн Спэтару, Валентин Зубков, да и тот же Вячеслав Шалевич.

Валентина Малявина очаровывала не сразу, а постепенно. Но держала за горло крепко. Пожалуй из актрис сравниться с ней в искусстве по погружению в бездну своих глаз могла лишь её ровесница Людмила Чурсина, но бездна последней была более щадящая и не столь разрушительная.

Если все мужчины-актёры СССР были однозначно покорены, то многие женщины-актрисы, наоборот, не любили её, и даже ненавидели, и всячески подливали масла в огонь этой и без того пылающей судьбы.

После досрочного освобождения в 1988 году, Валентина Александровна продолжила сниматься в кино и блеснула двумя очень удачными ролями в фильмах «Отче наш» и «Осенние соблазны». И, что удивительно, актриса выглядела после тюрьмы вполне узнаваемой и не сильно потрёпанной жизнью, и прекрасно справилась с комическими ролями.

Но с середины 90-х годов кончилось наше кино, и окончательная точка в киношном списке ролей была поставлена актрисой в 2000 году в сериале «Редакция», куда позвали Малявину и её однокурсника Филимона Сергеева, заброшенного судьбой далеко от Москвы, добрые режиссёры.

В итоге пьянство и разгульная жизнь довели её до потери московской квартиры и высылки в Курск. Попутно ещё пару мужей Валентина Александровна получила от судьбы. Один был кузнец, а другой иконописец и резчик по дереву. Последний муж погиб на улице. И опять же от ножа…

А дальше была жизнь в темноте. Долгие 19 лет. Редкие посещения знакомых. Так и осталось тайной, кто вытащил актрису, практически погибающую в Курске, и поместил в пансионат ветеранов науки и долгое время оплачивал её содержание там. Оттуда и ушла в лучший из миров, 30 октября нынешнего года, знаменитая актриса Валентина Александровна Малявина, дочь генерала, рождённая за 4 дня до начала войны.

Эта новость дошла до наших вездесущих СМИ только на десятые сутки.

Валентина Малявина поднялась по лесенке на небо, а нам осталась легенда её жизни с мифологией событий. Хорошо, что она написала такие проникновенные книги о своей судьбе. Литературный талант у неё присутствовал. Но не смотря на её откровения и писательство, тайна личности актрисы, её магическая привлекательность так и остались до конца не раскрытыми.

Источник

Оцените статью
Валентина Малявина. Судьба героинь Достоевского — не сыгранная, но прожитая
София Ротару выставила на продажу подаренную Юрием Лужковым квартиру в Москве