Песни Валентины Толкуновой были способны согреть любое, даже самое ледяное сердце. Мягкие жесты, нежная улыбка, берущий за душу голос и традиционная нитка жемчуга в роскошной косе – такой запомнили певицу зрители.
Валентина родилась в простой семье – ее родители работали на железной дороге, и семья часто переезжала из одного города в другой. Когда в семье родился младший сын Сергей, семья переехала в Москву, куда направили главу семьи.
Вероятнее всего, и Валентина, и Сергей пошли бы по стопам родителей и стали железнодорожниками, однако, у Вали обнаружился абсолютный слух и девочку записали в хор Центрального Дома детей железнодорожников, под управлением Семена Дунаевского.
Впервые Толкунова вышла на большую сцену в 1967 году в составе ансамбля «ВИО-66». Тогда композитор Юрий Саульский как раз искал вокалистку с высоким голосом, похожим на нежный звук флейты. Обладательницей именно такого голоса была студентка Московского государственного института культуры Валентина Толкунова.
Первый выход на большую сцену совпал с другим важным событием в жизни артистки – она впервые влюбилась. Сильно, без оглядки.
Юрий Саульский был почти вдвое старше Толкуновой, однако девушку это не смутило. Да и она приглянулась мэтру, не только из-за своей потрясающей красоты, но из-за целеустремленности, упорства и умения радоваться мелочам.
Вскоре учитель и его ученица стали мужем и женой. Толкунова была уверена – с Саульским она проживет долгую и счастливую жизнь, но ее счастье продлилось всего пять лет. Брак разрушила измена Саульского – Валентине стало известно, что у мужа связь с драматической актрисой.
Толкунова не стала устраивать скандалов и выяснять отношения, она просто собрала вещи и уехала из столицы в деревню.
Вернулась в Москву уже не прежняя светлая и наивная Валечка с открытой душой. Вернулась в Москву Валентина – женщина с железным характером. Больше у нее не было стабильной работы и влиятельного мужа, на которого можно опереться. Теперь ей все приходилось начинать сначала.
Помочь артистке решил Иосиф Кобзон, порекомендовав руководству «Москонцерта» присмотреться к талантливой певице, и вскоре Толкунову зачислили в штат.
После пережитой личной драмы Толкунова стала исполнять песни и по-особенному, словно бы пропуская через себя.
К примеру, песню «Эх, Наташа» ее автор, композитор Шаинский считал «проходной». Но молодая и не очень тогда известная певица моментально сделала ее популярной.
Карьера Толкуновой быстро шла в гору, ее стали часто показывать по телевидению и приглашать на сборные концерты.
Песню «Поговори со мною, мама» композитор Владимир Мигуля написал для Людмилы Зыкиной. Однако когда он решил представить песню, Зыкина была на длительных гастролях. Мигуля прослушал более десятка вокалисток и почти отчаялся найти «ту самую». Однако когда песню запела Толкунова, по словам Мигули, ему на миг показалось, что к нему действительно подошла мама и ласково обняла.
Зрители, слушая лирические песни в исполнении Толкуновой, с завидной регулярностью «выдавали» певицу замуж, неразрывно объединяя спетое с реальной жизнью исполнительницы. Причем, чаще всего «мужем» исполнительницы становился Лев Лещенко.
На самом же деле замуж во второй раз Толкунова не торопилась – слишком сильной была рана, нанесенная предательством Саульского. Все изменилось, когда певица встретила Юрия Папорова – журналиста-международника, писателя, автора книг о знаменитых людях нашего времени.
С Папоровым Толкунова все-таки решилась на брак. В семье родился сын, однако вскоре после радостного события Папоров уехал в рабочую командировку, в Мексику. С тех пор с семьей Юрий виделся один-два раза в год.
Женщин, попавших в такую ситуацию, когда вроде ты и замужем, а по сути, все время одна, в народе называют «соломенными вдовами». Вот такой вот «соломенной вдовой» долгое время была и любимая миллионами певица.
Толкунова могла бы поехать в Мексику вместе с мужем, но она не готова была на 12 лет (а именно столько Папоров работал в Мексике) забыть о сцене и зрителях. Но есть и еще одна версия того, почему не сложилась семейная жизнь Папорова и Толкуновой – писатель попросту не смог перенести оглушительного успеха талантливой жены.
Один из последних своих дисков певица назвала «Мой придуманный мужчина». Возможно, что именно такому, не встреченному в реальной жизни мужчине, певица посвящала самые свои проникновенные песни. Те же, кого встретила певица на своем жизненном пути, так и не смогли сделать ее счастливой.
В середине 1980-х годов Толкуновой увлекся член-корреспондент АН СССР, физик-ядерщик Владимир Баранов. По свидетельствам друзей и близких певицы, эти отношения длились 20 лет, до самой смерти Баранова. Увы, мужчина был не свободен и отношения эти, по сути, ни к чему не привели.
Несмотря на свою невероятную популярность у публики, певица никогда не капризничала – ездила с гастролями туда, где ее ждали и давала в месяц по два, а то и по три десятка концертов. Толкунова называла себя «баба-мужик», и действительно, она тянула на себе всю семью. Однако работа, приносящая и достаток, и радость, все больше отдаляла Толкунова от самого родного человека – сына Коли.
Николай взрослел, и Толкунова понимала – она упустила сына, и повернуть все вспять невозможно. Певица не жаловалась, лишь просила друзей и близких молиться за ее сына Колю. Парень поступил в МГУ, но вскоре бросил учебу.
У него были серьезные проблемы с алкоголем и запрещенными веществами, и певица часто брала его с собой на гастроли, чтобы сын оставался под ее присмотром. Она беспокоилась о близких, а тем временем беда подстерегала ее саму.
Когда врачи поставили певице страшный диагноз, они решила никому не рассказывать об этом, дабы не причинять боль, и снова носила все в себе.
Когда творчество Толкуновой отнесли к так называемому «неформату», который не вписывался в современное понимание происходящего на эстраде, это больно ударило по чувствам певицы. Все, что она делала, все, за что ее любили зрители, в один момент стало тем, что называли до боли обидным словом «неформат».
Певицу все реже и реже стали показывать по ТВ, а ее песни попросту исчезли из радиоэфиров. Но она не сломалась, напротив, стала часто давать благотворительные концерты.
«Неформатная» Толкунова по первой же просьбе ехала с концертами к ветеранам и инвалидам и сиротам, пока коллеги по сцене зарабатывали огромные деньги на радио и ТВ.
«Никому не мешать и делать хотя бы одно доброе дело в день — вот мои принципы в жизни» — говорила о себе певица в одном из интервью.
И хотя в последнее время многие пишут о том, что певица была якобы очень скупой, все эти разговоры и домыслы опровергаются теми добрыми делами, которые совершала любимая народом певица.
«Я пришла к выводу, что, пока мы живём, надо успевать отдавать. Нельзя терять ни минуты. Я стараюсь по максимуму ездить с концертами по стране, стараюсь успеть отдавать людям своё сердце, свои песни. Я остро чувствую, что должна очень многое отдать, и никогда не отказываюсь бесплатно выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи» — говорила певица в одном из интервью.
С годами Валентина Васильевна смогла простить первого супруга Юрия Саульского, а второго – уже совершенно больного и старого, перевезла в Москву, и ухаживала за ним, мало того, Толкунова обвенчалась с Юрием Папоровым.
Тем временем состояние здоровья Толкуновой начало резко ухудшаться. Однако лечь в больницу певица не пожелала. Она могла бы попробовать продлить себе жизнь, но не видела этой жизни без сцены.
Певицы не стало 22 марта 2010 года. Она ушла также спокойно и тихо, как жила. Свой последний концерт певица дала в Могилеве 10 февраля. С этого концерта ее увезла «скорая».
«Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая, конечно же, очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой — она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность — она была настоящей» — Лев Лещенко.