Мария Эдинбургская, внучка императора Александра II по матери и королевы Виктории по отцу, ни минуты не сомневалась, что в России ее бриллианты и рубины будут в большей безопасности, чем в Румынии. Все было тщательно упаковано и переслано к родственникам.
Когда дочь Александра II вышла замуж за английского принца, она привезла с собой в Лондон такое роскошное приданое, какого там еще не видели. Сорок сундуков, мебель, картины, платья, но самое главное – драгоценности!
Ее украшения вызывали зависть самой английской королевы, а уж она не могла пожаловаться на недостаток бриллиантов в своих шкатулках.
После смерти Марии Александровны ее драгоценности были разделены между детьми. Мария Александра Виктория, старшая дочь герцогов Эдинбургских, хоть и была замужем за наследником румынской короны Фердинандом, но наследству от матери была рада необычайно.
В частности, ей досталась русская тиара, или франж-тиара, как их называли в Англии. Эта тиара была в свое время частью драгоценного приданого Марии Александровны.
Мария любила броские, эффектные украшения и театральность. Ей нравились крупные камни, заметные броши и объемные тиары. Королева носила ожерелья в несколько рядов, дополняя их подвесками. Ей был близок театральный стиль, часто она устраивала небольшие представления, где сама была то в роли средневековой королевы, то византийской императрицы.
Сохранилось множество фотографий Марии Румынской в ее эффектных драгоценностях и стилизованных костюмах.
Варварская роскошь, но светловолосой и голубоглазой королеве, унаследовавшей красоту и стать Романовых, все это было к лицу.
Когда началась Первая Мировая Война, королева Румынии приняла решение отправить королевские драгоценности и свою личную коллекцию на сохранение к кузену Николаю II.
«И мои украшения и мой тендер в сумме 7 миллионов франков золотом были отправлены Национальным банком Румынии, вместе с моим художественным собранием, в Москву, но назад уже никогда не вернулись».
В 1922 году Румыния приобрела новый статус Великой Румынии и король Фердинанд I с королевой Марией готовились к повторной коронации.
Но королеве нужны драгоценности, давно пора обзавестись новым ювелирным гардеробом взамен утраченного.
Ювелирный рынок заполнялся русскими бриллиантами, большевики большими партиями продавали камни по весу, а те русские аристократы, кому повезло сбежать из охваченной революцией страны и вывезти драгоценности, продавали их по цене гораздо меньшей, чем они стоили. Румынская королева не осталась в стороне и покупала, покупала, покупала.
У собственной сестры Виктории, супруги великого князя Кирилла, Мария выкупила роскошную тиару-кокошник с сапфирами и бриллиантами, заказанную в свое время у Cartier для великой княгини Марии Павловны.
Для нее Сartier создал новую жемчужно-бриллиантовую тиару.
У французского ювелира была заказана корона в византийском стиле, выполненная из золота, украшенная бирюзой и аметистами.
Кроме того было заказано еще несколько значительных ювелирных изделий, например бриллиантовая цепь sautoir, на кольце которой подвешен был крупный сапфир.
На своей коронации Мария Румынская напоминала то ли византийскую императрицу, то ли ожившую икону.
«Я была в красно-золотом платье, на плечах – бордовая бархатная мантия, на голове – золотистая вуаль, поверх которой была закреплена корона, мой grand cordon, моя звезда!»
Это была последняя коронация в Румынии, больше у них не будет королей и королев.
Но в истории своей страны королева Мария, обожавшая варварскую роскошь драгоценностей, вошла не как любительница бриллиантов, а как «королева-мама» и «королева солдат».
Она никогда не боялась запачкаться и в тяжелые военные годы Первой Мировой работала в госпиталях, ухаживала за ранеными и делала все возможное, чтобы подтолкнуть мужа к решительным действиям, способным повлиять на скорейшее прекращение войны.
Мария так яростно выступала против подписания сепаратного мира в Бухаресте , что про нее стали говорить как про «единственного настоящего мужчину в Румынии».