Пожалуй, ее можно назвать одной из самых красивых и знаменитых прибалтийских актрис советского периода. Популярность Вии Артмане в свое время была огромной. Ей часто приходилось играть роли благородных дам, герцогинь и, даже, королев. Все благодаря необыкновенной, аристократичной красоте.
И на экране она выглядела гармонично и естественно на фоне роскошных «царских» декораций. Опять же благодаря какому-то врожденному благородству во внешности и поведении. Многие зрители даже считали, что Вия Артмане происходит из какого-то латвийского дворянского рода. Но, к удивлению ее поклонников, никаких «голубых» примесей в ее крови не пристутствовало, да и особой роскоши в ее жизни не было.
Детство и юность
Маленькая Алида (такое имя Вия получила при рождении) появилась на свет 21 августа 1929 года в деревушке, недалеко от латвийского города Тукумс. Ее родители были обычными крестьянами.
Папа Алиды –прибалтийский немец – трагически погиб за несколько месяцев до ее рождения. Все тяготы деревенской жизни легли на плечи мамы. Чтобы прокормить себя и дочку, ей приходилось наниматься на работы к богатым соседям. Сама Алида с 10 лет пасла скотину.
В подростковом возрасте она вместе с матерью переехала в Ригу. Жили, мягко говоря, небогато. Мама работала уборщицей, Алида училась, параллельно занимаясь танцами.
В Риге они пережили войну. После Победы окончившая школу Алида решила стать артисткой и, несмотря на протесты мамы, сдала экзамены в драматическую студию при Рижском Художественном театре.
Карьера актрисы
Во время учебы Алида сменила свое имя на более короткое и благозвучное – Вия. После завершения она смогла устроиться в труппу Рижского театра. С 1956 года стала сниматься в кино. После нескольких небольших ролей, ее пригласили в фильм «Родная кровь» (1963), который стал по-настоящему знаковым для нее. Картина получилась настолько удачной, что Вия Артмане и ее партнер по съемочной площадке Евгений Матвеев стали популярны на весь Союз.
В 1965 году она снялась еще в одной важной для нее картине – «Никто не хотел умирaть». Ее партнерами стали настоящие легенды латвийского кино: Донатас Банионис, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис.
В фильме впервые была поднята тема борьбы с так называемыми «лесными братьями» — националистическими бандформированиями, действовавшими на территории Прибалтики в послевоенные годы.
За свою кинокарьеру Вия Артмане снялась в десятках замечательных картин. Среди них особенно стоит выделить такие, как: «Сильные духом» (1967), «Туманность Андромеды» (1967), «Тройная проверка» (1969), «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Театр» (1978), «Государственная граница» (1980). Параллельно с работой в кино, актриса активно выступала на сцене, сыграв в десятках спектаклей в родном театре.
С началом девяностых карьера Вии Артмане резко пошла на спад. И причина тут не только в общем кризисе киноотрасли в те годы. С распадом СССР актриса стала повергаться нападкам со стороны латвийских властей за то, что снималась в «оккупационных» фильмах, играя «прислужников советов».
Припомнили Артмане и членство в Коммунистической партии республики. Театр, которому она посвятила всю свою жизнь, стал для нее чужим. Новое руководство просто не давало ей никаких, даже эпизодических ролей. Латвийские власти даже лишили ее квартиры.
Личная жизнь
Уже под конец своей жизни Вия Артмане призналась, что с Евгением Матвеевым (партнером по фильму «Родная кровь») ее связывала не только дружба. На съемочной площадке у них вспыхнул роман, который, к сожалению, закончился ничем. Именно Евгений Матвеев был отцом дочери Вии Артмане –Кристианы.
Единственным супругом актрисы был латвийский актер Артур Димитерс. С ним она прожила 27 лет. По признанию Артмане, любви между ними не было. Муж был старше ее и был крайне ревнивым. После его кончины в 1986 году актриса больше не вышла замуж.
Последние годы
После распада СССР в жизни Вии Артмане настала черная полоса. Ролей в театре ей не давали, в кино она практически не снималась. Латвийские власти отняли у нее квартиру, поэтому женщине пришлось переехать жить н загородную дачу, где она и провела остаток дней. В последние годы у нее были серьезные финансовые трудности, к которым добавились и проблемы со здоровьем. Однако сама Вия Артмане никогда не жаловалась на свою бедность.
Скончалась она в 2008 году в одной из рижских больниц в возрасте79 лет. Вия Артмане часто играла благородных красавиц, а в жизни всегда стойко переносила жизненные неурядицы, как и полагается «царственной особе». Несмотря на все нападки латвийских властей из-за ее советского прошлого, сама она никогда не поливала грязью СССР, не отреклась от своих идеалов и от людей, с которыми работала. В памяти российского зрителя она навсегда останется чистой и благородной красавицей. Царствия ей Небесного!