Владимир появился на свет в 1846 году. Он был младшим сыном в семье Егора Ивановича Маковского — одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Матерью была — Любовь Корнилиевна, урождённая Моленгауэр.
Дети Маковских росли в творческой среде, воспитывались в любви к искусству и почти все стали художниками. Владимир взял от отца способность к рисованию, а от матери унаследовал прекрасный голос и преклонение перед музыкой.
Первым учителем Владимира (отец не в счет) стал знаменитый художник Василий Тропинин. Благодаря ему мальчик к пятнадцати годам замечательно рисовал. Об этом красноречиво свидетельствует портрет мальчика, продающего квас.
Владимир поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и учился там с 1861 по 1866 год. Годы обучения отточили его способности до безупречности.
Он окончил училище с серебряной медалью и получил звание классного художника III степени. А все благодаря блестящей работе «Литературное чтение».
А ему ведь тогда было всего лишь двадцать лет.
Спустя три года Владимир Маковский получает звание классного художника первой степени и его награждают золотой медалью. На этот раз всеобщий восторг вызвала его картина «Крестьянские мальчики стерегут лошадей».
Годом ранее Владимир женился, связав свою судьбу с Анной Герасимовой. Спустя девять месяцев в семье случилось пополнение — родился сын Александр. Он, кстати, тоже пошел по стопам своих родственников Маковских и, когда вырос, стал известным художником.
Женитьба и рождение ребенка серьезно повлияли на Владимира Маковского. Он совершенно иначе взглянул на тему детей и ребятишки становятся важной темой в его творчестве.
В 1873 году Владимир Егорович получил звание академика. Он стал одним из самых деятельных художников-передвижников, так как начиная 1872 года и на протяжении 46 лет был участником на всех передвижных выставках.
В 1874 году Владимира Маковского избрали членом правления Товарищества передвижных выставок. Помимо этого он являлся преподавателем в художественном училище, основателем которого был его отец.
Читала интересные воспоминания о Владимире у одного из его современников — Якова Даниловича Минченкова.
В истории передвижников Константин не играл почти никакой роли. Владимир же был ярким представителем передвижничества, одним из столпов его; он оставался в Товариществе до самой своей смерти, совпавшей с концом передвижничества…
С ним у меня были частые встречи, и первые впечатления от него остались для меня верными на всю жизнь…
Мне посоветовали обратиться к Маковскому, бывшему тогда старшим преподавателем в Училище, и показать свои работы
Маковский взглянул мне в лицо. Мне запечатлелся навсегда быстрый, пронизывающий блеск глаз, и притом какой-то холодный, стеклянный. Он отвечал любезно, но и в любезных словах был холод, были одни общие слова.
Тот же Минченков вспоминал, что Владимир Маковский был очень востребованным художником, его полотна были баснословно дорогими. Купить его картины могли только богатые люди: аристократы, коллекционеры, царские персоны.
Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, богато, имел в банке значительный для художника капитал, но все, что он имел, не давалось ему легко, а было выработано упорным трудом, постоянной, систематической работой.
Весь день у него был разбит на часы, и для каждого часа было свое задание: утром шел в студенческую мастерскую, работал у себя, после обеда и краткого отдыха занимался музыкой. Участвовал во многих заседаниях, комиссиях и находил время для театра и концертов, не говоря уже о еженедельных собраниях у него дома.
В 1895 году Маковский был назначен ректором Императорской Академии художеств и проработал там вплоть до 1918 года. Большевики уволили его с занимаемой должности, но предоставили пенсию.
В феврале 1920 года Владимир Егорович Маковский скончался. На момент смерти ему было 74 года. Его могила находится в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Он ушел, а его наследие до сих пор трогает сердца. В каждой его картине спрятана небольшая история.